Главная » Статьи » В помощь поселенцам

Как мы оформляем землю
Для организации и успешного развития экопоселения очень важен выбор правильной юридической формы земельных отношений. Что значит правильный? Это значит максимально соответствующий духу и смыслу того образа, который мы стремимся воплотить. Эти две вещи - образ поселения и юридическая форма оформления земли тесно между собой связаны, и пренебрегать этой связью недопустимо и даже опасно, в чем уже убедились многие организаторы поселений, в том числе и мы.

Участники "Ковчега" осознали важность правильно выстроенных юридических отношений совсем недавно, по прошествии трех лет с момента его основания. И не то чтобы этим вопросом мы совсем не занимались - это, конечно, не так, просто были увлечены более "земными" делами - стройкой, освоением участков и т.д. И вот, в результате того, что некоторые вопросы не были четко оговорены с самого начала, этим летом у нас приключился весьма жесткий кризис, из которого только недавно удалось выйти, и то не полностью.

Суть его заключалась в том, что в начале этого лета на очередном Общем собрании мы решили, до выхода закона о Родовых поместьях, не передавать участки каждому человеку в собственность, но оставить всю землю на Партнерстве. Часть людей так и не согласились с этим решением внутренне, и ныне пребывают во взвешенном состоянии - уходить не хочется - очень уж здесь хорошо, но и брать на себя какие-либо обязательства тоже нет желания. Тот есть человеку хочется, чтобы все соседи соблюдали определенные правила, соответствующие его представлениям о поселении, но не имели права требовать от него того же. Возможно ли это?

Совсем избежать кризисов, как этапов формирования социума, вряд ли удастся, по крайней мере в наше время. Однако изначальная юридическая четкость внутренних отношений может смягчить их, не допустив в поселение тех, кому здесь в данный момент просто не место, кто еще не созрел для обустройства поместья или чьи представления, как может выясниться позже, совершенно не совпадают с представлениями той группы, которая составляет "костяк" поселения. Это упростит жизнь и сбережет силы для действительно созидательной деятельности.

Итак, наша задача - подобрать юридическую форму, полностью соответствующую тому образу поселения, которое мы создаем. Дело затрудняется тем, что в нынешнем законодательстве отсутствуют понятия, близкие к понятиям Экопоселения и Родового поместья, но облегчается наличием возможностей для законотворчества.

Поэтому эти два понятия мы вводим САМИ!

Родовое поместье

Родовое поместье не может быть объектом купли - продажи;
Родовое поместье не может менять статус или категорию земель;
Родовое поместье не может быть заброшено или использоваться как дача, то есть хозяева на нем должны жить;
Продукция Родового поместья не должна облагаться налогами;
Родовое поместье наследуется тем человеком, которого назовут сами его создатели;
На территории Родового поместья, по самому его определению, должны соблюдаться определенные правила: высадка леса, отказ от пестицидов, недопустимость выращивания животных на мясо и организация вредных производств;
Родовое поместье должно соседствовать с другими поместьями.

Требования серьезные, и их много, но мы должны добиться их соблюдения, поскольку нарушение хотя бы одного из них практически уничтожает идею.

В книгах Владимира Мегре во многих местах обозначена оптимальная формулировка - пожизненное пользование с правом наследования. Эта формулировка исключает все вопросы - человек не продает и не покупает землю, она не его. Участком он пользуется, создавая на нем поместье, и живет, и передает по наследству тому, кому считает нужным. Забросить участок, продать или использовать его в других целях он просто не может - это заведомо исключено.

Но такой формы земельных отношений пока в законодательстве нет.

Как мы выходим из положения? До принятия закона о Родовых поместьях земля оформляется на Некоммерческое Партнерство, состоящее из хозяев поместий. В уставе Партнерства формируется образ поселения и определяется статус Родового поместья со всеми перечисленными выше требованиями. Устав утверждается Общим собранием и становится документом, обязательным для каждого жителя поселения. Далее каждому участнику Н.П. выделяется гектар земли в субаренду (похоже, сейчас это единственная доступная форма) для создания на нем Родового поместья.

Практика показывает, что тех, кто пришел в "Ковчег" с целью создания Родового поместья, эта форма устраивает полностью. Если человек начинает темнить, говоря, что, мол, все правильно, но вот мне хочется, чтоб была собственность, так спокойней и все такое прочее, значит что-то не так. Значит, он сам не уверен в своих целях или что-то скрывает.

Для того чтобы получить возможность строиться и прописываться на своем гектаре, необходимо перевести земли поселения в разряд населенных пунктов. Причем это должен быть именно сельский населенный пункт с участками под ЛПХ (личное подсобное хозяйство) в его пределах. Эта форма минимизирует налоги, и дает официальное право не платить налоги с выращенной сельхозпродукции, то есть соответствует нашей идее.

Перевод земель - процедура долгая, у нас она может закончиться года через два, вряд ли раньше, хотя мы уже почти три года как собрали все зависящие от нас бумаги. Однако, став правообладателем сельхозземель, Партнерство вправе сразу же передать участки в субаренду своим участникам, и можно начинать обустраиваться. Я, к примеру, как и многие у нас в поселении, уже построил дом и живу в нем с женой и ребенком, а когда представители власти интересуются, почему строюсь без разрешения (такое было, и не раз), отвечаю, что я бы и рад, да вопрос тормозится не по нашей вине, самим государством. Вы требуете у меня разрешения? Так выдайте его, и дело с концом!

Итак, каков результат нашей схемы?

- Если человек берет участок с намерением построить Родовое поместье, он не имеет никаких препятствий. Со временем он сможет прописаться, реализовывать продукцию без налогов и завещать участок тому, кому посчитает нужным;
- Все жители поселения уверены, что соседние с ними участки будут использоваться с теми же целями;
- Мы знаем, что участки не будут пустовать. Если человек два года не приступает к освоению участка, значит он еще не готов к этому. Взнос возвращается, участок находит другого хозяина;
- Если человек решил выйти из поселения, но на участке уже есть строения, вместе с заявлением о выходе он предоставляет в Партнерство бумагу, в которой оценивается его недвижимое имущество. Далее участку подыскивается новый хозяин, согласный эту недвижимость приобрести;
- В поселение приходят только те, кто уже "созрел" для обустройства своего поместья в окружении единомышленников; - Наше поселение получило мощный импульс к развитию, очень быстро набрав критическую массу постоянно живущих в нем людей. Сейчас зимует (четвертая зима) 12 домов, а это уже устойчивый коллектив;
- Мы видим перспективу достаточно быстрого освоения всех участков как Родовых поместий;
- Некоммерческое Партнерство позволяет реализовать идею общины в настоящем понимании этого слова как оптимальной формы общественного устройства. Почему это так важно?

Экопоселение

Земля для нас является мощным объединяющим фактором. При том, что каждое отдельное поместье имеет статус полной неприкосновенности, все мы ощущаем территорию поселения как "свою", а всех его жителей как большую единую семью. Мы собираемся на общие собрания (аналог вече), где сообща решаем касающиеся всех вопросы, устраиваем праздники, кооперируемся в труде, помогаем друг другу. Общинный уклад помогает формировать социум, без которого жизнь в поселении просто немыслима.

Многим людям, знакомым с "Ковчегом", наши условия кажутся слишком жесткими. Хочется иметь полную независимость от всех, бумагу, гарантирующую собственность на гектар на веки вечные, однако такого не бывает. Собственность - это иллюзия, ловушка. Есть сколько угодно случаев, когда государство отбирало оформленную землю, облагало ее немыслимыми налогами, заставляло без конца переделывать документы. Одному человеку гораздо труднее противостоять системе, чем большой группе.

Далее. Частная собственность на землю в ее нынешнем виде противоречит ВСЕМ требованиям к Родовому поместью. Комментировать, думаю, не стоит. Достаточно задать пару вопросов: хотите ли вы, чтобы ваш сосед, увидев, что у него не складывается создавать поместье, продал землю человеку, который будет держать поросят или, к примеру, распашет гектар под картошку? Чтобы рядом с вами были заброшенные участки, хозяев которых уже не сыскать? В курсе ли вы, что после смерти собственника (не дай Бог, конечно), вступает в силу закон о наследовании, и судьба участка может быть какой угодно?

Мне иногда говорят: зачем создавать негативный образ? Если этого не делать, то все сложится так, как нужно. Нет, ребята. Образ собственника земли уже СУЩЕСТВУЕТ, а мы его просто включаем со всеми вытекающими отсюда последствиями. Наша задача - формировать альтернативный образ человека, любящего и уважающего Землю вместе со всеми существами, на ней живущими, уважающего ее законы и чувствующего великую ответственность за то сокровище, которое ему дано.

Многим "Ковчеговцам" уже давно стало понятно, что окружение, социум гораздо важнее просто наличия участка для Родового поместья. Приобрести участок сейчас вообще не проблема, а создать из этих участков гармоничное, устойчивое, живое поселение еще никому в полной мере не удалось. Почему? Это вопрос совместного серьезного исследования.

Но перспектива есть, а сомнений - НЕТ!

Отношение к Земле

Что такое экопоселение? Чем оно отличается от сельского населенного пункта? Как эти отличия могут быть сформулированы и закреплены юридически? Этими вопросами мы постоянно задаемся с момента организации "Ковчега". Когда зимой 2001 года собралась первоначальная группа, и начался поиск земли под поселение, никто себе толком не представлял, как может быть оформлен юридически тот образ поселения, который у нас был. Впрочем, сформулировать его на бумаге тоже оказалось не так просто, и прошло не одно собрание, прежде чем были выделены те несколько правил, которые позже были внесены в устав. Понятно, что эти правила не могут охватить все стороны жизни поселения, да и не в этом их назначение, а скорее в том, чтобы дать почувствовать любому человеку направление наших мыслей. Понятие о родовом поместье плюс эти правила да плюс набор этических норм, не сформулированных на бумаге, но ощущаемых любым "ковчеговцем", создают образ поселения, которое мы строим.

Центральное понятие в нашем поселении - понятие родового поместья. Наша задача в том, чтобы закрепить за каждой семьей гектар земли таким образом, чтобы ее права на эту землю ни у кого не вызывали сомнений, чтобы никто не имел права вторгаться на нее, чтобы хозяева поместья могли завещать его тому, кому посчитают нужным. При этом участок, отведенный под родовое поместье, должен всегда сохранять этот статус, и он должен быть закреплен юридически. Другая задача - создать здоровый устойчивый социум, в котором (а не только на гектаре!) будут расти и формироваться наши дети, который поможет каждому в повседневной жизни и в духовном росте, и который, объединив общие устремления, сможет решать задачи, отдельному человеку непосильные. Как этого достичь?

Если рассмотреть общечеловеческую категорию, то земля - это объект совершенно особого свойства. Человек может сделать табуретку, собрать компьютер или написать к нему программу, и это будет его собственность как произведение его рук. То есть этого предмета не было, человек приложил усилия, и он появился. Здесь все понятно. Земля была миллиарды лет до нас, и после нас останется. Она сотворена непостижимым пока для нас Высшим Разумом как идеальное место обитания бесчисленного числа существ, от инфузории до человека. Продал ли нам Создатель эту землю? Или, может, сдал в аренду, или потребовал подписания договора? (по мне, так уж лучше бы потребовал, но и этого нет). Эта прекрасная, совершенная Земля выдана нам просто так, для того, чтобы мы жили на ней. А еще - Солнце, воздух, вода и почва - все нам дано.

То есть живет человек на своем участке, одаривает его своим теплом, обхаживает, любит и уважает все живое, соседствующее с ним, будь то насекомые или птицы, кормится с этой земли, не портя ее - и замечательно, оставил после себя наследника, делающего то же самое - еще лучше! Но если он уехал в другое место, оставив участок пустовать, то пусть на нем селится другой - разве это не закон Вселенной? Но современный человек создал свои законы, объявив себя хозяином этой земли, созданной не нами задолго до нас. Мы продаем (вдумайтесь в это слово!) и покупаем землю, которую наши предки называли земля-матушка, берем аренду и ждем, когда она поднимется в цене. Купля-продажа земли - самое постыдное изобретение современного человечества!

А поскольку основанная на ней система противна природе, для ее поддержания создали армию, полицию, суды и тюрьмы, а все для того, чтобы какой-то человек мог бы сказать - это МОЕ! Для того чтобы он, живя, к примеру, в Москве, мог владеть землями в Калужской области, землями, которые он никогда в жизни не видел, и чтобы ни один человек без его ведома на них не ступил!

Есть и другая сторона этого вопроса - морально-этическая. Само понятие собственности подразумевает полную свободу в распоряжении предметом, который у тебя в собственности находится. Мой стул - хочу перекрашу в другой цвет, или ножку отпилю лишнюю, или в печке сожгу. Такое же отношение переносится и на землю. Хочу - засыплю весь участок гербицидом, хочу - истреблю на нем все муравейники (не нравятся мне они!), хочу - весь закатаю асфальтом. Ведь участок-то МОЙ! Я его КУПИЛ, за свои деньги! А ведь у древних, диких, как мы говорим, народов, такое отношение к земле посчиталось бы ужасным кощунством. Землю уважали и любили, боялись обидеть ее неосторожным словом или действием, у деревьев, перед тем, как срубить, просили дозволения и, без крайней необходимости, не обижали и не губили никакую тварь, соседствующую на этой земле с человеком.

То ужасное состояние, в которое приведена земля повсеместно, есть прямое следствие нашего отношения к ней. Можно ли изменить ситуацию на нашей планете, ведущую к скорой гибели человечества, не изменив в корне этого отношения? Можно ли нам с вами построить новый социум, опираясь на те представления, которые завели в тупик старый? Вряд ли.

Как эти рассуждения применимы к нам? Идеальной формой оформления родового поместья, с общечеловеческой и юридической точки зрения, было бы бессрочное пользование с правом наследования. Поскольку сейчас в законодательстве такой формы нет (убрали совсем недавно!), мы ищем максимально приближающуюся к ней по смыслу. В соответствии с этой формой каждому человеку выделяется участок земли площадью в один гектар для организации родового поместья в бессрочное пользование с правом наследования, причем наследником может быть любой человек, названный хозяином участка. В договоре записываются основные принципы, определяющие участок как родовое поместье, в том числе постоянное проживание на нем. При использовании участка по назначению вопросов не возникает, в противном случае (асфальт или гербициды, к примеру) договор расторгается и участку подыскивается новый хозяин. При этом постройки, находящиеся на участке, являясь собственностью предыдущего хозяина, могут быть проданы новому. Эта форма оформления, полностью устраивая тех, кто хочет жить в экопоселении, преграждает путь в него тем, кто вкладывает деньги в землю с целью спекуляции, тем, кто берет землю про запас, "чтоб было" и тем, кто живет по принципу: что хочу, то и ворочу, и соседи по поселению мне не указ. (Для последних существует хуторская, или фермерская форма жизни - вокруг никого, живи как хочешь). Но еще остается вопрос: кому все-таки принадлежит земля, то есть с кем заключает человек этот самый договор бессрочного пользования?

Представим себе совсем уж абстрактную ситуацию, то есть такую, которую в современном мире уже и не встретишь. Идет по Земле группа людей, ищет себе место для жизни. Находит большое поле, и лес вокруг, и нет в округе никого. Селятся рядом друг с дружкой, каждый на своем участочке, и живут себе мирно, и никто в этом поселении не пьет водку, не курит, не матерится. Проходит время, и появляется на горизонте путник. Подходит, и говорит: хочу мол, жить здесь, рядом с вами. Ну водкой от него, как полагается, за версту, и мат через слово. Народ ему и отвечает: пить водку да курить у нас, знаешь, не принято, поэтому либо бросай это дело да селись, либо ищи себе другое поселение.

То есть понятие поселения возникает неизбежно, ведь даже если люди (а сейчас это возможно) изначально получили участки независимо друг от друга, хозяева соседних поместий неизбежно начинают взаимодействовать друг с другом, создавая социум, или, по старому, общину (не путать с коммуной!). Соседей по поселению связывает между собой масса ниточек, люди притираются друг к другу, возникают определенные традиции и устои. Причем эти устои (по самому звучанию слова!) бывают весьма устойчивы, поскольку поддерживаются не одним человеком, а целым коллективом. Захочется ли людям, привыкшим к определенному укладу жизни, пускать себе в соседи того, кто заведомо будет его нарушать? Не думаю. А это значит, что права на землю должны принадлежать именно общине (социуму), и община должна поддерживать мир и лад, решать спорные вопросы и организовывать общие дела, неизбежно возникающие в поселении. Община же должна выделять участки под поместья, причем получающий участок должен в эту общину вступить, тем самым выражая согласие с ее традициями и устоями. Община же распоряжается и прочими сельскохозяйственными и лесными угодьями, ей принадлежащими.

Можно ли реализовать эту схему в рамках современного законодательства? Можно! В нашем случае община оформлена как некоммерческое партнерство, состоящее из хозяев родовых поместий. Главная уставная цель партнерства - организация поселения и решение всех вопросов, связанных с его существованием и развитием. Земля оформляется именно на партнерство, что существенно упрощает для каждого процедуру получения и оформления поместья, причем партнерство имеет возможность придать участку именно тот статус, который нам нужен. То есть мы, коллектив единомышленников, оформленный как некоммерческое партнерство, имеем право заниматься законотворчеством на территории поселения, то есть направлять жизнь в нужную нам сторону. Мы можем ввести понятие Родового поместья, которого сейчас нет в законодательстве, и придать ему юридическую силу. С нашей точки зрения именно такая форма организации наиболее перспективна и жизнеспособна, хотя и тяжело приемлема для современного человека, отвыкшего от жизни общинной, и привыкшего к городскому, "квартирному" праву. Но это - отдельная тема.

Так давайте этим и займемся - созданием своего будущего! Оставим зависть, чувство самости, мелочную корысть и обиды, сковывающие нашу мысль и нашу энергию! Давайте относиться к Земле бережно и с уважением, как и ко всему живому, населяющему ее! Давайте отвернем наши мысли от своих мелочных интересов и создадим мысль коллективную, способную решать задачи, достойные Человека!

Федор Лазутин, экопоселение "Ковчег"


Категория: В помощь поселенцам | Добавил: Admin (18.06.2010)
Просмотров: 1641 | Теги: оформление, земля

Нравится

Дополнительные социальные закладки Ещё? |  Избранное Избранное  ВКонтакте Одноклассники.ru Facebook Twitter Memori.Ru Google Liveinternet LiveJournal


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
купить иван-чай оптом экопоселения пермакультура РПЦ кедр СМИ энергетика сад здоровье школа огород печь вода овсинский хольцер биогаз водород плодородие мульча ветряк гэс картофель репа история кризис право плуг саман мясо пчелы стройка медицина сытин вакцины неизлечимые биогумус ЭМ пирамида дрожжи ветом живая речь купол ТВ еда вселенная ДНК звук торсионный руны здрава магия глина 2012 пиво ива зрение обрезание солнцееды мыло травы русский чакры рак АПК библия слава Богу революции курс доллара Лев Толстой наука табак митинги новый год Энштейн сила биолокация Святая Русь война община плести косы косички купить пульт для телевизора иван-чай полезные свойства, иван-чай противопоказания