(Постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики
— процессов управления Санкт-Петербургского государственного
университета (1997 — 2003 гг.) В настоящем издании представлена вторая
редакция Достаточно общей теории управления (ДОТУ) с дополнениями и
уточнениями в версии 2004 г., а также и поясняющие её материалы,
включённые в Приложение. Приложение представляет собой работу "Принципы
кадровой политики: государства, «антигосударства», общественной
инициативы” в уточнённом и дополненном виде.
Достаточно общая теория управления: зачем это надо? Всякий
разум — индивидуальный или соборный — в иерархии взаимной вложенности
структур Мироздания решает прежде всего задачи управления по отношению
к иерархически низшим системам и задачи самоуправления в пределах
возможностей, предоставленных иерархически высшим объемлющим по
отношению к нему управлением.
Управление возможно на основе
практических навыков, которые индивид-управленец более или менее
целенаправленно и осознанно использует, развивает и накапливает в
качестве своего жизненного опыта. Какая-либо теория ему лично для
осуществления управления в общем-то не нужна, если он достаточно
чувствителен и внимателен к тому, что и как происходит в сфере его
управленческой деятельности. Передача управленческих навыков другим —
тем, кто только вступает в сферу управленческой деятельности, — также
возможна без каких-либо теорий, если они (вступающие в сферу
управления), в свою очередь, чувствуют то, что происходит в сфере их
деятельности, видят как реагирует на это управленец-учитель, и способны
хорошо вообразить себя на его месте в различных управленческих
ситуациях. Но процесс передачи управленческих навыков в какой-либо
отрасли общественной деятельности без опоры на понятийный и
терминологический аппарат теории управления во многом похож на
воспитание мамой-кошкой котят: кто проникся происходящим процессом
управления и смог вообразить себя в нём, а потом вес-ти себя в качестве
управленца в реальных жизненных ситуациях — молодец, а кто не смог —
набьёт себе много шишек. С последним можно было бы и согласиться — в
конце концов это его шишки и набьёт он их себе, если бы не одно «но»:
набьёт он их не только себе, но и окружающим, поскольку всякое действие в
обществе, а тем более общественно-управленческое действие,
затра-гивает множество людей, подчас не в одном поколении. Поэтому
обществу для передачи управленческой культуры от поколения к поколению
всё же лучше передавать её на основе теории, а не исключительно на
основе принципов взаимоотношений мамы-кошки с подрастающими котятами:
иными словами, теория и принципы взаимоотношений мамы-кошки с
подрастающими котятами должны взаимно вспомоществовать друг другу в
процессе обучения...
|