Карманный фонарик стал предметом снаряжения каждого туриста. Да
вот беда - энергию батареек приходится экономить. Но ведь можно взять с собой
электростанцию. Весит она столько же сколько батарейка на 4, 5 вольт, да и места
в рюкзаке займет не на много больше. Электрогенератор нашей электростанции
- практически любой микроэлектродвигатель постоянного тока с возбуждением
от постоянных магнитов, а источник энергии - ветер. Принцип ее действия показан
на рис. 1. генератор тока с пропеллером укреплен на шесте. От генератора идут
провода к лампочке. Пропеллер автоматически следит за ветром с помощью флюгера.
Задача в том, как сделать электростанцию максимально простой и легкой. Нужно так
же чтобы она легко разбиралась на части, а основные узлы можно было бы
отремонтировать или сделать заново из подручных средств прямо в походе. Начнем с
генератора. Самая миниатюрная электростанция получится если использовать
микроэлектродвигатель типа КМ У111-а-38, которые выпускаются в Германии. А если
есть ПД-3 то электростанция получится наиболее мощной. Размеры основных
двигателей вы можете видеть на рис. 2. для вращения генератора нужен пропеллер,
который можно легко снимать с вала генератора или со складывающимися лопастями.
снимающийся пропеллер изображен на рис. 3. Он изготавливается из белой жести. В
центре впаивается бобышка. В ней сверлится отверстие и нарезается резьба под винт. Угол наклона лопастей около 30 0. Число лопастей от 8 до 12.
наиболее простая конструкция со складными лопастями показана на рис. 4. Лопасти
изготовлены из пружинной проволоки марки ОВС диаметром 1-1,5 мм и обернуты
фольгой. Заостренные концы проволоки воткнуты в заранее проделанные отверстия в
пробке. Угол наклона лопастей так же 30 0. Если вы забудете лопасти
дома не отчаивайтесь - вы их легко можете выстругать из подходящего куска дерева
(рис. 4а). Ветер как правило капризен и часто меняет направление, поэтому нужно
изготовить флюгер. Его конструкции изображены на рис. 1 и 5. В дощечке длиной
200-300 мм сделайте паз по размерам электродвигателя. Двигатель крепится в нем
проволокой. Как можно ближе к двигателю просверлите отверстие. Здесь будет
установлен флюгер на шесте. К нему прикрепите хвост - носовой платок или длинную
ленту. Электростанция готова. Пользоваться лампочкой можно на 1,5 в. Она
будет гореть достаточно ярко даже при слабом ветре.