Главная » Статьи » Статьи на разные темы

Древний корень КИТ в словах СКИТ и КИТАЙ
Скиталец. - http://impaga.ru/blog/tags/art/page-3/ - Древний корень "КИТ" в словах "СКИТ" и "КИТАЙ"

(по книге «Родные слова: правильно ли говорим и понимаем»?)

 

См. начало в майском-декабрьском номерах журнала «ЗОВУ РИТМ» за 2014 год, продолжение в февральском и августовском-декабрьском номерах за 2015 год, в январском-мартовском, далее в августовском-сентябрьском номерах за 2016 год.

Тема данной статьи навеяна неточными, с нашей точки зрения, рассуждениями в СМИ об этимологии слова «Китай-город» во время празднования Дня города в Москве в начале сентября.

От редакции

 

Что же такого необычного, к примеру, в простом слове «КИТ»? Все мы еще со школы ведь знаем, что «кит» - это просто «самое крупное морское животное». Но так ли все просто на самом деле? Вообще слово это, если призадуматься, кажется таким древним и родным, что, откровенно говоря, вызывает сильное сомнение, когда слову «Кит» приписывают «древнегреческое» происхождение в значении «морское чудовище». И наши сомнения только усиливаются, когда мы открываем словарь В.Даля и видим, что в русском языке немало своих, родных слов с корнем «КИТ»: КИТа, КИТка, КИТь, КИТец, сКИТ, сКИТалец, КИТеж, КИТавр, КИТай и др.

Слово «КИТ» («Ки + Та») в пространстве восприятия человека локализуется в области седьмого центра (с гласным звуком «И»). Корень «Китъ» зеркалится (инвертируется) в первый центр как «Тикъ». В самом общем виде в данном слове имеем следующие слоги:

КИ – по общему смыслу, «плотное средоточие» (но еще и «тенденция к продолжению»),

ТА – приблизительно «устойчивая основа» (или «твердь»).

Смысл слова получается ориентировочно таким: «плотное средоточие устойчивой основы».

А звук «И» указывает на смысл «продолжения» и «воспроизведения», будто нечто длится и длится, как жизнь, как живое существо!

Предки в слове «Кит» видели и чувствовали много через каждый звук и их сочетания между собой. Во-первых, видели в нем образ самого человека на уровне седьмого центра. Во-вторых, уже из сказанного представьте теперь такую наглядную картинку: над седьмым центром человека будто некая «граница», или, образно говоря, «поверхность воды», или энергетического океана, в который погружен «Кит» и хорошо в нем себя чувствует (можно сказать, как рыба в воде). Словно разумное существо, достигшее совершенства и способное уже перейти в другую среду, более высокого уровня, за «пределы» своего седьмого центра. Как минимум описанное выше и подразумевали предки в сочетании этих трех звуков: «К», «И», «Т». А не какое-то там чудовище где-то в океане.

Теперь, имея в виду сказанное, понимаете, почему издревле народ хранит в слове «Кит» - символ «силы космических вод», «существа, способного держать на себе землю» и «первоосновы жизни»? Понимаете, по каким признакам осуществлен «перенос» в качестве наименования на известное сегодня крупное морское животное?

Чтобы не осталось сомнений в том, что слово «Кит» является родным (а не заимствованным) и принадлежит седьмому центру, т.е. относительно центра восприятия (сердца) находится где-то «наверху», почти «на небе», по правилам Живой Речи мы должны найти как бы его «антипод» в первом центре, в виде звукосочетания «ТИК». Не будем здесь разбирать это слово подробно, потому что оно нам нужно лишь для подтверждения места слова «Кит» в седьмом центре. ТИК – это «дерево, индийский дуб, прочный корабельный лес». Есть и лексический вариант, идущий еще из т.н. древнерусского языка: ТИКень, как «заросли, кустарник». Нам пока большего и не надо, раз слово-инверсия «ТИК» точно внизу и подтверждает место исходного слова «КИТ» вверху, в области седьмого центра.

Такие сведения мы имеем, еще не говоря о том, что противоположность слова «КИТ» в пространстве восприятия Живой Речи может существовать и в форме «ТУК», потому что у первого центра есть свой гласный звук «У», который и подставляем вместо «И» седьмого центра. В таком варианте сохранившихся в языке нужных нам в данном случае словесных подтверждений еще больше: Тук, Туча, Тукач, Тюк, Тюка...

 

Нужно лишь добавить такое замечание в адрес тех, кто толкует в поисках «древнего значения» слова «Китай» слог «Кит» как «стена». Это противоречит и смыслу, и древним образам. Помните случай в сказке Петра Ершова «Конек-горбунок»: там на ките и пахали-сеяли, и жили-поживали люди? В полном соответствии с древнейшими образами мироустройства («земля держится на трех китах…» и т.п.). Сами понимаете, не могут люди жить и пахать на «стене», и земля тоже не может держаться на «стене». Толкователи ошибаются потому, что перепутывают смыслы звукосочетаний «Ки» и «Кит». Искаженное восприятие сбивает их интуицию (мы ведь часто напоминаем о необходимости работы с восприятием для «чистоты» канала). Слог «Ки» действительно несет смысл чего-то такого, что «возвышается» перед нами, и это «возвышение» можно принять и за «стену», если в каком-то случае подходит к содержанию рассказа. Но не в случае слова «Китъ». Когда присоединяем слог «Та» (или «Тъ», при редукции конечного гласного) к слогу «Ки», смысл меняется: к «возвышению» добавляется «твердая основа». Вот и получается в народе образ такой, что на море-океане «возвышается», как остров, некая «твердь», называемая словом «Кит». Так что в народных преданиях все верно!

***

И вот, наконец, мы с вами подошли к слову «СКИТ». Сразу надо сказать, что оно производное от корня «КИТ» и образовано с помощью, как сказали бы сегодня, приставки «С» (древнего слога «СО»). Если вы помните ранее описанное правило словообразования (см. «Введение в Родную Речь». РИТМ. 2013г.), слово может не «зеркалиться» в противоположный относительно сердца центр, а может переноситься туда в таком же виде, без инверсии, если оно «закреплено» (как бы «заземлено, заякорено») с помощью приставки или суффикса. Вот так у нас и получается из слова седьмого центра «КИТ» - с помощью приставки «С» - слово первого центра «СКИТ».

Но, заметьте, здесь особо обращаем ваше внимание на отличие нашей позиции, основанной на правилах Живой Речи, от принятой в современной лингвистике. На то, что современная лингвистика, рассматривающая слова изолированно друг от друга, ничего общего между словами «КИТ» и «СКИТ» не видит (не считает их «однокоренными»), и поэтому в последнем слове выделяет с нулевым окончанием корень и основу «скит».

В словаре В.Даля СКИТ описывается как «пустынь, общая обитель отшельников, братское, уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями…» На самом деле, повторимся, и слово СКИТ для русского языка является исконным.

Более того, в первом центре со звуком «У» есть для слова «Скит» и родной в доску вариант: слово СКУТ, который сам же В.Даль определяет как «скрытное место, где что окутано, спрятано», в значении, как видите, по сути близком к характеристикам понятия «СКИТ», обозначающего почти что скрытное место вдали от мирской суеты. Слово «Скут» образовано по тому же типу, что и «Скит», из корня седьмого центра «КУТ» в смысле, образно говоря, некой «крыши», как бы «купола» или «сферы», будто «охватывающего, объемлющего, закрывающего» все, что ниже. Между прочим, в некотором смысле слово «КУТ», как инверсия слова первого центра «Тук», - это как бы даже другой вариант по смыслу того же слова «КИТ» в седьмом центре. Как и в паре «СКИТ – СКУТ» в первом центре. Поэтому образное описание понятия «КУТ» дает представление и о сути слова «КИТ» тоже, по крайней мере, дополняет образ.

Хотя В.Даль и указывает на «отшельников» и «монастыри», но по сути понятия «Скит» ничего уже не говорит. Мы не будем здесь отнимать у читателя время на подробное обоснование, а дадим только наглядный ориентир для понимания смысла слова СКИТ.

По смыслу, СКИТ («Съ + Кит») – это не просто место уединения, или некое прибежище сбежавших от мира и людей отшельников, а верней всего, в «переводе» на современный язык, нечто вроде духовной школы или ашрама (то, что «С Кита», с высоты седьмого центра). Место, в котором каждый может обучаться и проходить ступени совершенства от первого центра до седьмого. Даже формально, как элемент словообразования, в слове СКИТ первого центра содержится корень седьмого центра КИТ, как цель. А в органически целостной Живой Речи правила словообразования случайных элементов, в качестве довеска, не допускают, все имеет место только по необходимости и смыслу.

Однако из-за утраты основного смысла слова «Скит» далее получаются от него производные слова совсем уже искаженные. Даже в словаре В.Даля слова «СКИТ» и «СКИТАТЬСЯ» между собой не связаны. Хотя в глаголе и выделяется корень и основа «скит» (между прочим, даже В.Даль искренне недоумевает и огорчается по поводу того, что «греческое», по его мнению, слово «Скит» - неким исконным знанием или природным чутьем - в народе «приноровлено ко глаголу скитаться»).

А между тем для правильного понимания слов СКИТАТЬСЯ и СКИТАЛЕЦ нужно опираться на первичный смысл слова СКИТ. Тогда будет понятно, что СКИТАНИЕ – это, в изначальном смысле, прохождение (или проживание) телесно-духовного пути совершенства от первого центра до седьмого, т.е. даже не просто обучение и практика в СКИТу, а процесс реального раскрытия центров в самом человеке одного за другим до самого верхнего. СКИТАТЬСЯ – значит, учиться, практиковать себя в СКИТу.

И только после такого определения основного смысла слова в пространстве самого человека можно уже искать его «проекции» в окружающей действительности. Чтобы понять, наконец, что настоящие СКИТАЛЬЦЫ – это выходцы из СКИТов. В Древности СКИТАЛЬЦЫ, в качестве духовных учителей и просветителей, еще и странствовали, «ходили в народ», чтобы и обучать, и практиковаться, и пользу людям приносить. Но к нашему времени этот смысл уже утрачен…

***

В составе следующего слова, которое нас интересует в данной статье, тоже имеется корень «КИТ». И это слово: КИТАЙ. Но в этом слове содержится еще один, не менее загадочный корень «ТАЙ», который встречается в самых разных словах: алТАЙ, глашаТАЙ, горносТАЙ, ораТАЙ, раТАЙ, ходаТАЙ, а также в словах ТАЙга и ТАЙна, включая и производные от последнего: ТАИть, ТАИнственный и т.д. Если нами корень «КИТ» выше уже подробно рассмотрен, то о корне «ТАЙ» мы здесь еще ничего не говорили.

Лучше в данном случае для краткости указать на конкретный пример, конкретный образ! Пример у нас со словом «ЯЙЦО». Это только сейчас пишем вот так (буквами), а на самом деле произносим и слышим в корне этого слова звукосочетание «ЙАЙ» (вторая часть нас пока не волнует, потому что слог «ЦО» - он общий для многих других слов: лиЦО, крыльЦО, кольЦО и т.д.). Смысл корня «ЙАЙ» даже достаточно нагляден: мы смотрим и видим «А» словно «первооснову жизни», будто семя жизни, которое должно прорасти. Еще видим с двух сторон звука «А» наш полугласный звук «Й», словно некую «защитную оболочку». Да, как видите, в словообразовательном корне «ЙАЙ» сами звуки как бы символизируют (даже через обрамление с двух сторон йотированием звука «А») смысл «заключения первоистока жизни в защитную оболочку». Такова как бы общая формулировка.

Давайте здесь и дальше моделировать наглядными картинками. Вместо «А» теперь в корне «ЙАЙ» подставляем «ТА» и убираем с одной стороны (спереди) звук «Й», чтобы сложился корень «ТАЙ».

Что о нем можно сказать, основываясь на том, что уже узнали из сказанного?

Слог ТА – по смыслу, «устойчивое основание», или «твердь», или «твердое образование», или еще что-то близкое. Ведь пока мы не знаем, в каком контексте это звукосочетание стыковать с другими частями и звуками. Далее звук «Й» - по смыслу, как «защитная оболочка» или что-то вроде этого.

Можем ли сказать теперь в общих чертах, что «ТАЙ» - это, по смыслу, некое «защищенное место (или основание, образование)», или «скрытое место (скрытное, спрятанное, невидимое, недоступное или труднодоступное и т.п. пространство)»?

Ну, и как? Получили теперь, через смысл этого корня, «наводку» для разгадывания смысла слов «ТАЙга» и «алТАЙ»? Понятно, почему в слове «ТАЙна» присутствует корень «ТАЙ»? Ищущие истоки слова «Китай» часто игнорируют вторую половину слова – корень «Тай».

Мы же пока оставим эти слова и пойдем дальше, нас ждет слово «киТАЙ», в котором есть еще корень «КИТ». И тут не забываем о реальности Живой Речи (о том, что если внутри одного корня мы еще можем «поиграть в кубики», для простоты понимания, на самом деле в словах и Живой Речи в целом имеем дело с конкретными звуками или распространением звуковых волн, у которых своя особенная физика). Реальные «волны» (или звучащие «слоги») могут даже «наезжать» друг на друга, как в эффекте интерференции волн, например: КИТ (т.е. «КиТа») + ТАЙ, что иначе можем записать и озвучивать как бы и короче, в форме: КИ + ТАЙ.

Что у нас было сказано выше об изначальном смысле слога «КИ»? – Что это звукосочетание можно приблизительно передать словами: «плотное средоточие» или еще «тенденция к продолжению». Пока не совсем наглядно, да?

Тогда вспомните, с чего все начинается в Живой Речи. Конечно же, с центра восприятия (сердца). У нас органически заданы как бы «координаты» восприятия пространства. Смотрим от сердца (СЕРЕДины ЦЕлого) и видим слог «КИ» где? – Выше центра восприятия, где-то вверху. И даже вектор энергетики в этом случае направлен вверх, в сторону седьмого центра (кстати, в данном случае это вложено в сами звуки: движение «к» (как бы предлог) – к чему? – «И» (как объект), будто по модели (к чему?): «к дому, к вершине» и т.д.). Если мы представляем образ наглядно, то «КИ» - это как бы что-то растущее вверх или возвышающееся относительно центра восприятия (сердечного центра).

А теперь вернитесь к наглядной модели корня «ЙАЙ». К тому моменту, когда мы вместо «А» подставили слог «ТА» и убрали спереди звук «Й», получив в результате корень «ТАЙ». Восстановили модель? И теперь следующий ход восстановления: подставьте спереди - вместо удаленного звука «Й» - только что рассмотренный слог «КИ». И получается у нас в окончательном варианте модели: КИТАЙ!

Теперь можете сами по всем выше созданным как бы «пазлам» сложить и описать, КАК правильно следует понимать и осознавать изначальный СМЫСЛ слова «КИТАЙ», заложенный в природу (или физику) звуков речи и слогов? Все ведь уже есть для осмысленной картины!? И в этой картине мы с вами видим некое жизненное или живое пространство (ТА), место, которое скрыто (может быть, в защитных целях – ТА и Й) за неким возвышением (КИ). Ведь когда мы читаем слово слева направо, как написано, сначала перед нами встает КИ, и потом только – вслед за этим КИ, как бы за ним (как бы за «стеной») – следуют ТА и Й. В самом общем виде, может быть, упрощенно и не очень точно, мы ведь можем теперь говорить, что слово «Китай» с древнейших времен обозначает некое «обособленное место» или по какому-либо признаку «выделенное пространство»?

Думаем, из такого обстоятельного обоснования слова «Китай» будет понятно, почему же в народе исторически сложилось так, что целый район в Москве носит название «КИТАЙ-город», не имеющий никакого отношения к большой стране в Юго-Восточной Азии? Тем более, из этого же обоснования еще ясней станет даже ситуация с этой далекой страной. Понятно будет, почему же только в русском языке и по-русски эта большая страна в Юго-Восточной Азии носит название «КИТАЙ».

 

Уже само слово «Китай», даже без дальнейшего уточнения, несет в себе смысл того, что было вокруг этого городского района в Москве (конечно же, мы имеем в виду краснокирпичную крепостную стену Китай-города)! И точно так же с местом, где проходила историческая граница страны «Чина» или «Чжунго»! Но это уже выходит за пределы языковедческой темы, и на этом мы должны статью закончить. РАЗГОВОР-ТО НА САМОМ ДЕЛЕ О ГОРОДЕ (ТЕРРИТОРИИ, ПРОСТРАНСТВЕ), А НЕ ЕГО СТЕНАХ ИЛИ ГРАНИЦАХ!

А еще ссылаются – это уже связано со страной в Юго-Восточной Азии - порой на произведение «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (1470-ые гг.), что у него южная часть той страны носит название «Чина», а северная часть – «Китай». Можем предположить - по аналогии с Китай-городом в Москве, что Афанасий Никитин прав, и т.н. «Великая стена» являлась укреплением северной стороны или края. Но это уже не относится к этимологии слова. Тему статьи мы уже раскрыли, представили здесь свою версию происхождения и смысла родственных слов «КИТ», «СКИТ» и «КИТАЙ». И ставим пока на этом точку.

В итоге у нас получилось следующее (хотя вырванное из контекста описания смотрится несколько абстрактно, но повторим ключевые моменты):

КИТ – по смыслу звуков, «плотное средоточие устойчивой основы». Уровень совершенства 7-го центра. В народе получается образ такой, что на море-океане «возвышается», как остров, некая «твердь», называемая словом «Кит».

СКИТ – в «переводе» на современный язык, нечто вроде духовной школы или ашрама (то, что «С Кита», с высоты седьмого центра).

КИТАЙ - с древнейших времен обозначает некое «обособленное место» или по какому-либо признаку «выделенное пространство».

Надеемся, наша статья окажется полезным для тех, кто интересуется способами определения происхождения (этимологии) тех или иных слов в наше время по-новому…

 (Здесь представлена сокращенная журнальная версия, без подробного обоснования. Полную версию статьи см. в книге «Родные слова: правильно ли говорим и понимаем»? Ее можно скачать свободно на сайте по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=278)

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2016г.)

Категория: Статьи на разные темы | Добавил: Admin (05.11.2016)
Просмотров: 1488 | Теги: китай, Скит, тайга, кит, слово

Нравится

Дополнительные социальные закладки Ещё? |  Избранное Избранное  ВКонтакте Одноклассники.ru Facebook Twitter Memori.Ru Google Liveinternet LiveJournal


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
купить иван-чай оптом экопоселения пермакультура РПЦ кедр СМИ энергетика сад здоровье школа огород печь вода овсинский хольцер биогаз водород плодородие мульча ветряк гэс картофель репа история кризис право плуг саман мясо пчелы стройка медицина сытин вакцины неизлечимые биогумус ЭМ пирамида дрожжи ветом живая речь купол ТВ еда вселенная ДНК звук торсионный руны здрава магия глина 2012 пиво ива зрение обрезание солнцееды мыло травы русский чакры рак АПК библия слава Богу революции курс доллара Лев Толстой наука табак митинги новый год Энштейн сила биолокация Святая Русь война община плести косы косички купить пульт для телевизора иван-чай полезные свойства, иван-чай противопоказания