Главная » Статьи » Мастерская, промыслы

Витраж своими руками. Техника Тиффани

Витражи, светильники из цветного стекла

витраж тиффани светильникТиффани придумал очень простой и эффективный способ соединения кусочков цветного стекла между собой, благодаря чему данный процесс стал доступен практически любому человеку. Кроме этого, появилась возможность собирать не только плоские, но и объемные витражи любой формы (плафоны, люстры, вазы и т.п.).

Один квадратный метр цветного стекла стоит 100–150 у.е. А если покупать не листы цветного стекла, а осколки (для особо художественных витражей, состоящих из мелких и средних элементов), то стекло может вам обойтись рчень дешево.


Какие виды витражного стекла существуют?

  • Брянск - яркое, прозрачное, дешевое отечественное стекло.
  • Фирма Сан-Гобен, Франция - бледное, нежные оттенки, прозрачное, кафедральное.
  • Алдойч, Франция - чайное, серое, бесцветное, с пузырьками, как шампанское.
  • Спектрум, США - разные цвета с характерными разводами, подлуженное, бесцветное, с разной фактурой - пузырьки, червяки, гофрированное, полосатое, волна, водная гладь, барочные разводы.
  • Висмач, США - более плотное стекло, меньше пропускает свет, но очень красивое, с живописными разводами, с различными оттенками.
  • Амстронг, США - приглушенное, полупрозрачное стекло изысканных цветов, дорогое.
  • Уроборос, США - пятнистое (жаба)
  • Йоходжеме, США - пятнистое глушенное.
  • Сан Жуст, Франция - красота. Бесподобное, прекрасное стекло с переливами и неожиданными акцентами (400 у.е. кв.м).

Мастер-класс по изготовлению витража: техника Тиффани

В данном мастер-классе приведен пример изготовления небольшого витражного панно.

 Необходимые инcтрументы и расходные материалы:

 — цветное стекло
— припой
— стеклорез наливной с латунной рукояткой
— специальное масло для стеклорезов (заменители — машинное масло, керосин)
— щипцы для разлома стекла
— паяльник 100 Вт.
— шлифовальная машинка типа «Kristall»
— фольга медная (черная) 5,16 мм., другое название — фолия, от англ. Foil
— флюс или паяльный жир, паяльная кислота
— патина (черная или медная)
— П — образный латунный профиль 4×4×4 мм.
— латунный пруток, диаметр 3-4 мм.
— защитные очки
— ножницы для вырезания шаблонов
— небольшие ножницы (можно маникюрные)
— небольшие ножницы по металлу
— маленькие гвозди, молоток
— деревянные рейки, 1×2 см.
— жесткая кисточка
— скотч широкий, прозрачный и малярный
— писчая бумага, чем прозрачней, тем лучше, но не калька
— ватман
— клей-карандаш

 

Эскиз витража

Эскиз витража

За основу эскиза данного витража взята реальная фотография кленового листа. Так как эта работа выполнялась учеником, линии рисунка были максимально упрощены.

Общие правила построения линий эскиза: 

- чем больше в рисунке витража Т-образных пересечений, тем он прочнее;
— если швы витража планируются широкими, лучше не делать узкие длинные элементы с очень острыми углами. Во-первых, широкая фолия все равно закроет значительную часть поверхности элемента, а во-вторых, не имея достаточно опыта, можно легко перегреть стекло до образования трещин.
— если витраж планируется узким и высоким, предусмотрите в эскизе плавные линии от края до края, для ребер жесткости.

 Рабочий эскиз витража

Эскиз витража распечатывается в натуральную величину в двух экземплярах, с учетом полей (минимум 2 см).

Каждый элемент нумеруется, и один эскиз разрезается по линиям специальными ножницами для шаблонов. Эти ножницы имеют три лезвия. Центральное лезвие автоматически удаляет полоску бумаги шириной 1,27 мм. В дальнейшем эта полоска компенсируется толщиной фолии. 
Если это первая Ваша работа, лучше нарезать шаблоны обычными ножницами, так как не имея опыта в резке и обточке стекла, можно легко ошибиться. Вырезанный элемент будет чуть большего размера, чем требуется, и это даст возможность исправить возникающие при обточке ошибки. 

Поверхность рабочего эскиза заклеивается широким прозрачным скотчем, чтобы защитить рисунок от случайного попадания на него воды. 
Далее Ваш эскиз по полям приклеивается малярным скотчем к рабочей поверхности. Рабочая поверхность должна быть идеально ровной. Затем по будущей границе вашего витража прибиваются деревянные рейки. Так как витраж начинают делать с угла, постепенно продвигаясь вниз и вбок, сначала обозначьте рейками стороны этого угла.

Изготовление элемента

Выбор стекла

Современное витражное стекло американского, европейского и китайского производства отличается большим разнообразием фактуры, цветов и оттенков. В работе лучше использовать американское и европейское стекло. Некоторые фирмы, торгующие стеклом, продают также и его осколки. Обратите на них внимание. Стоят они значительно дешевле, и помогут разнообразить оттенками вашу работу.
При выборе стекла для витража постарайтесь учесть, как будет освещаться Ваш витраж, как сочетаются между собой фактура и цвет стекла.

Изготовление элемента 

Вырезанный шаблон элемента №           28 наклеиваем на лист стекла.
Стороны стеклянного листа имеют различную фактуру. Резать стекло проще по более гладкой стороне. Это, как правило, «изнанка» вашего витража.

Режем стекло по контуру. Стеклорез следует держать в руке как шариковую ручку, под углом 45º к поверхности стекла. Не нужно давить на стеклорез изо всех сил. Усилие требуется небольшое.
Старайтесь держать стеклорез ровно. Режущий ролик должен быть перпендикулярен поверхности стекла. Если он будет отклоняться, скол стекла пойдет под углом.
Резать стекло нужно от края до края куска, не прерываясь. Заканчивая линию, снизьте давление на стеклорез, иначе получится скол. Линии должны быть плавные, без углов и s-образных отрезков. Если нужно вырезать элемент с дугообразной стороной — разбейте дугу на несколько относительно прямых отрезков. Чем круче дуга, тем этих отрезков должно быть больше.

Пазы под стеклянные капли вытачиваются на шлифмашинке.

Резка стекла После того, как Вы провели режущим роликом по стеклу, в нем образовались микротрещины. Несильное постукивание концом рукоятки стеклореза (латунного!) по линии отреза с обратной стороны, приводит к увеличению этих трещин и расколу стекла.
Если кусок стекла небольшой, эту операцию можно проделать в руках. Если же необходимо вырезать большой фрагмент — положите лист стекла на край стола.
Для того чтобы отломить небольшой или узкий фрагмент воспользуйтесь щипцами для разлома стекла.
Обработка кромки стекла на шлифмашинке

Вырезанный таким образом кусок стекла обрабатывается на шлифовальной машинке. При шлифовке обязательно надевайте защитные очки!

Цель такой обработки — окончательная доводка по размеру, плюс создание шершавой поверхности кромки стекла, необходимой для лучшей фиксации фолии.
Рабочей частью шлифмашинки является шлифовальная головка. Поверхность соприкосновения головки и стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой. В противном случае, абразивная поверхность быстро приходит в негодность.
Шлифовальные головки бывают различного диаметра и зернистости: тонкая, стандартная и грубая. Стандартная и грубая головки позволяют быстро обработать кромку стекла, но при их использовании неизбежны небольшие сколы. Они незаметны, если использовать широкую фолию, которая их прикроет. Если же планируется сделать тонкий шов в 2-3 мм, целесообразно использование тонкой шлифовальной головки.
Шлифуя стекло, периодически прикладывайте его к вашему эскизу, проверяя соответствие размера. Необходимо учесть, что после обмотки размер элемента несколько увеличится.

Оборачивание фольгой Оборачивание элемента медной фольгой

Каждый элемент витража оборачивается фолией. Фолия представляет собой медную полоску различной ширины, с одной стороны покрытую черным или бесцветным клеем. В зависимости от цвета используемой патины, выбирается или «черная» или «медная» фолия. Это важно при изготовлении изделий из прозрачного стекла.
Для того чтобы фолия хорошо прилипала к стеклу, его необходимо насухо вытереть и, при необходимости, обезжирить.
Старайтесь, чтобы загибаемые края фолии были одинаковой ширины. Небольшие неровности можно исправить при помощи ножа или лезвия бритвы, но нельзя допускать больших перекосов. Это влияет не только на эстетику, но и на прочность витража.

Разглаживание медной фольги на кромке

После оборачивания фолию необходимо разгладить по всей поверхности. Это можно сделать при помощи обычной пластиковой ручки. 

Пытаясь добиться тонких швов, не старайтесь подгонять детали друг к другу «с хрустом». Элементы должны лежать свободно. В противном случае, во время пайки стекло может треснуть даже при несильном нагреве.

Фиксация элементов Готовый элемент зафиксируйте на Вашем эскизе при помощи небольших гвоздей.
Нанесение флюса

Далее все швы обрабатываются флюсом. Он удаляет окислы с поверхности меди и способствует разжижжению олова. Каждый флюс хорош по-своему, но мне больше нравится немецкий паяльный жир. Он наносится на швы кисточкой.

Если с момента обмотки до момента пайки поверхность меди сильно окислилась, паяльный жир можно смешать с паяльной кислотой.

Пайка

Пайка швов

При изготовлении витражей «Тиффани» используют олово марки ПОС-61.
Кончик оловянного прутка кладется на шов и сверху прижимается разогретым до рабочей температуры паяльником. В таком положении паяльник ведется вдоль шва.
Не следует долго держать паяльник на одном месте — можно перегреть фолию и стекло.
Высоту шва Вы определяете сами. С количеством олова надо быть аккуратным. Его излишки конечно можно «согнать» на стекло, но если олова будет слишком много, стекло может треснуть.
Перед тем как паять «начисто», покройте все швы небольшим количеством олова.
Дефекты пайки исправляйте сразу.

Пайка

Так как по контуру витраж будет обрамлен в латунный профиль, необходимо оставить непропаянной некоторую длину швов по периметру.

После того, как все элементы витража спаяны между собой с двух сторон, делается рама витража.

Создание рамы витража

Для этого берется П-образный профиль: 4×4×4 мм или 8×4×8 мм, в зависимости от величины витражного полотна. Он обеспечивает витражу достаточно жесткий каркас.
Профиль режется на отрезки равные длине каждой из сторон витража. Затем край полотна вставляется в профиль и припаивается к нему в местах соприкосновения профиля и швов. Для этого швы по краям витража оставляют с минимальным количеством олова на них. Места соприкосновения отрезков профиля также пропаиваются. Далее, в случае необходимости, профиль покрывается оловом.

После завершения пайки витраж следует тщательно вымыть проточной водой, используя жесткую щетку и обезжиривающие средства типа «Фейри».

Нанесение патины

Нанесение патины

Патина наносится на сухие, чистые и обезжиренные швы. Работать лучше в перчатках. Из основной емкости перелейте в рабочую небольшое количество патины. При помощи губки нанесите патину на швы. Остатки использованной патины нельзя смешивать с исходным раствором, так как при этом теряются его свойства. Далее витраж моется мягкой губкой, с использованием средств для очистки стекол.

Готовое изделие ученика

Текст и фотографии предоставлены Александром Булгаковым,

мастерская «Камелия», Москва


Мастер класс 2

Принцип техники Тиффани заключается в том, что кусочки стекла оборачиваются медной лентой и в таком виде спаиваются между собой оловянным припоем.  Благодаря сочетанию большого количества мелких разноцветных деталей, цветные витражи в технике Тиффани выглядят особенно объемно и изящно. 


техника Тиффани

Что понадобится для изготовления витражей

 изготовление витражей

Материалы:

  • Цветное стекло для витража;
  • Олово или свинец;
  • Фольга медная;
  • Паяльная жидкость или канифоль;
  • Маленькие гвозди;
  • Бумага.

Инстурменты:

  • Стеклорез;
  • Кусачки для разлома стекла;
  • Паяльник;
  • Шлифовальная машинка;
  • Деревянная доска;
  • Молоток;
  • Фломастер.

 изготовление витражей

Изготовление витражей в технике Тиффани

1.  Берем бумагу и рисуем эскиз. Техника Тиффани позволяет создать любой рисунок сколь угодно мелкой детализации. Все зависит от вашей фантазии. В данном случае мы выбрали бабочку и ангела.

эскизы витражей

2. Переносим детали эскиза на стекло.

витражи +своими руками фото

Обводим фломастером каждую заготовку, вырезаем стеклорезом по контуру.  Старайтесь резать плавно, не надавливая на стеклорез изо всех сил, иначе может получиться скол. 

витражи +своими руками фото

Если требуется вырезать элемент с  округлой стороной – разбейте линию на несколько относительно прямых отрезков.

3. Получившуюся деталь дорабатываем кусачками до нужной формы, затем обтачиваем по краям с помощью шлифовальной машинки.

витражи тиффани картинки

Обрабатывая стекло, периодически прикладывайте его к вашему эскизу, проверяя соответствие размера.

4. Каждую деталь витража оборачиваем специальной медной фольгой.

витражи рисунки фото

Чтобы медь хорошо приклеилась, необходимо промыть, вытереть и обезжирить каждый элемент.  Разглаживаем фольгу на поверхности детали.

витражи рисунки фото

Это можно сделать с помощью обычной пластиковой ручки.

5. Берем деревянную доску, кладем на нее эскиз, после чего фиксируем детали витража при помощи маленьких гвоздиков.

 изготовление витражей

 изготовление витражей

 изготовление витражей

Не нужно подгонять детали слишком плотно, между ними должны остаться небольшие просветы.

6. Промазываем все швы паяльной жидкостью или канифолью.

витражи тиффани фото

7.  Осторожно запаиваем швы, промазывая их разогретым оловом как маслом.  После того как спаяете все детали, дайте витражу остыть и проделайте то же самое с  другой стороны.

витражи тиффани фото

В последнюю очередь «промажьте»  оловом торцы изделия, чтобы они смотрелись аккуратнее.

витражи тиффани фото

витражи картинки

8.  К  получившимся витражам припаиваем петельки и усики.

тиффани фото

9. Теперь нужно вымыть изделие проточной водой с использованием обезжиривающего средства для мытья посуды.

фото ангелов +с крыльями

Техника Тиффани, как правило, обеспечивает наиболее качественное изготовление витражей по сравнению с  другими методами.


Другие методы изготовления витража

Перед изготовлением любого витража нужно разработать цветной эскиз в натуральную величину. Если Вы чувствуете в себе художника, то, как говорится, Вам и карты в руки. В противном случае найдите подходящий орнамент, обратитесь к классике, постепенно продвигайтесь от простого к сложному, и творениями Ваших рук будут восхищаться миллионы.

После разработки эскиза накройте его стеклом, на котором будет изготовлен витраж. Оно должно быть чистым и обезжиренным.

Первый метод основан на использовании растворимых цветных тканей, таких как ацетатный шелк, который легко растворяется ацетоном и нитролаками. Вырежьте кусочки тонкой ткани необходимой конфигурации и цвета согласно рисунку будущего витража. Покройте стекло тонким слоем прозрачного нитролака и просушите. Затем тот же нитролак наносится на отдельные зоны, и к ним приклеиваются лоскуты заготовки. Приклеивание необходимо производить максимально точно, так как ткань практически сразу начинает растворяться, и ее невозможно будет передвинуть. Приклеив лоскут на отведенное для него место, промажьте его сверху нитролаком и переходите к следующему. Заполнив элементами витража все стекло, нанесите еще один слой нитролака, а поверх пару слоев паркетного. Следующим этапом изготовляется псевдорама. Для этого эпоксидная смола смешивается с отвердителем в соотношении 1: 8~10. Полученная масса смешивается с тальком и алюминиевой или бронзовой пудрой до момента, когда смесь приобретет металлический блеск и не будет растекаться по стеклу. Затем полученную массу заправляют в кондитерский шприц или использованный тюбик из под зубной пасты и ровным валиком выдавливают по очертаниям витража. При этом важно не допускать пересечений между линиями, так как валики не должны наезжать друг на друга.

Рекомендуем производить все действия с нитролаком в хорошо проветриваемом помещении или на отрытом воздухе, а с эпоксидной смолой нужно работать в резиновых перчатках. Растворителем для эпоксидки является бензин.

Перейдем к следующему, наиболее известному, способу изготовления псевдовитражей. Это витраж из битого стекла и силикатного клея. Необходимо заготовить цветные стекла нужного размера. Подготавливают эскиз в натуральную величину, прикрепляют с обратной стороны к стеклу. Обезжиривают поверхность нашатырным спиртом и наносят контурный рисунок темным маркером или краской. Покрывают стекло слоем силикатного клея (жидкого стекла) и выкладывают мозаику из цветных осколков стекла в соответствии с рисунком. Через 4-6 часов поверхность витража заливают сплошным слоем клея так, чтобы он покрывал все выступающие осколки. Чтобы клей не стекал, по краям можно установить временную рамку из деревянных реек. Кроме силикатного клея используют эпоксидный клей или полиэфирную смолу.

Можно выполнить витраж из целиковых цветных стекол по следующей технологии. Подготавливаем эскиз и крепим его с обратной стороны прозрачного секла, как и в предыдущих случаях. Вырезаем из целых цветных стекол участки рисунка необходимой конфигурации. На прозрачном стекле-основе делаем "сухой" набор витража. Пространство между кусочками цветного стекла заливается раствором следующего состава: цемент - 1 часть, песок - 3 части, клей (типа ПВА) - 1 часть. Для удобства при этой операции можно взять даже полиэтиленовую тару из-под шампуня, в пробку которой вставляется стеклянная или пластмассовая трубка диаметром 4-5 мм. Перед заливкой края цветных стекол в местах соединения с силикатным стеклом тщательно смазываются раствором с помощью деревянной палочки. После подсыхания производится основная заливка. При такой обработке раствор не подтекает под цветные стекла, и витраж получается аккуратным.

Иногда очень сложно найти стекло нужного цвета. Однако из любого безвыходного положения всегда можно найти два выхода. Бесцветное стекло можно окрасить цапон-лаком. В качестве красителя применяют и анилиновые краски: желтая - аурамин, риванол; синяя - метиленовая синяя; зеленая - бриллиантовая зелень (можно приобрести в аптеке); красная - родамин. Чтобы покрытие было равномерным, поверхность стекла обливают лаком, давая излишку стечь. Если стекло подвергается сильному солнечному воздействию, лучше использовать для окраски стекла глифталиевый лак. Он представляет собой раствор искусственной смолы (глифталя) и анилиновой краски того или иного цвета в винном спирте. Если цапонового или глифталевого лака нет, можно приготовить спиртовой цветной лак следующего состава: 500 мл этилового (винного) спирта, 1 г анилиновой краски, 1 г шеллака.

Скачать книгу «Витражное искусство»

Форум, статьи о витражах: технологии, история, мастера

Витражи Тиффани



Категория: Мастерская, промыслы | Добавил: Admin (09.01.2012)
Просмотров: 10623

Нравится

Дополнительные социальные закладки Ещё? |  Избранное Избранное  ВКонтакте Одноклассники.ru Facebook Twitter Memori.Ru Google Liveinternet LiveJournal


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
купить иван-чай оптом экопоселения пермакультура РПЦ кедр СМИ энергетика сад здоровье школа огород печь вода овсинский хольцер биогаз водород плодородие мульча ветряк гэс картофель репа история кризис право плуг саман мясо пчелы стройка медицина сытин вакцины неизлечимые биогумус ЭМ пирамида дрожжи ветом живая речь купол ТВ еда вселенная ДНК звук торсионный руны здрава магия глина 2012 пиво ива зрение обрезание солнцееды мыло травы русский чакры рак АПК библия слава Богу революции курс доллара Лев Толстой наука табак митинги новый год Энштейн сила биолокация Святая Русь война община плести косы косички купить пульт для телевизора иван-чай полезные свойства, иван-чай противопоказания