Главная » Статьи » Религии, вера

Происхождение слов "религия" и "вера"

В современной литературе много разных представлений и интерпретаций слов «религия» и «вера». Их пытаются или развести, говоря как о разных понятиях (то «религию» ставят выше «веры», то «веру» выше «религии»), или наоборот свести в одно целое (то считая эти слова синонимами, то создавая такого рода понятия как «религиозная вера»). В толковых словарях наблюдается точно такой же разнобой: например, в словаре Ожегова «вера» - это в первом значении «убеждение», а во втором – «то же, что религия». Поэтому нет, наверное, никакого смысла на много страниц разбирать тексты тех, кто достоверно не знает, о чем говорит. Тем более сложно найти что-то здравое в современных справочниках, составленных часто на упрощенных пересказах вторичных источников. Сейчас картина в этом отношении даже хуже, чем в античности и средние века. А ведь ученые того времени стояли ближе к Древности.

К примеру, когда происхождение слова «религия» выводят от латинского religio - « благочестие, святость, богослужение» - это как раз случай опоры на поздние, производные формы (т.е. формы, которые произошли от других, более ранних или предыдущих, основных слов). Если даже не спрашивать, почему выбраны только эти значения, среди всех лексических значений этого многозначного слова. Так красноречивый Цицерон пытался убеждать свою публику в том, что слово «религия» происходит от глагола relegere « вновь собирать, снова обсуждать…» Но это лишь эпитеты, красивые сравнения и образы, но не этимологический анализ. А блаженный Августин считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere , в значении « воссоединять» , и тогда у него религия означает воссоединение или союз с Богом.

Ближе к сути, кстати говоря, те исследователи, которые берут глагол religare , означающий « связывать, соединять » (есть и другие значения).

Но во всех случаях, сколько бы не изучали различные источники, исследователи опираются не на язык изначальный, а на поздние, производные от него языки и письменные источники, т.е. на явно вторичные источники. Они работают с приблизительными описаниями (современными переводами) прежних лексических значений (значений, понятных жителям минувших веков, но мало что говорящих живущим сегодня). Подтягивают их под современный уровень культуры и стиль отношений (чтобы сделать как бы понятней для сегодняшних читателей). При этом, как правило, не вникают В СМЫСЛОВУЮ СТРУКТУРУ ЯЗЫКА. Вот так, почти незаметно, из поколения в поколение, все дальше и дальше уходят от первоисточников. Все новые и новые «толкователи» продолжают, как Цицерон, убеждать своих слушателей и читателей, и мало кого уже волнует, а как было на самом деле.

Давайте же погрузимся в смысловую структуру языка изначального в живом речевом потоке, в пространстве восприятия человека. И там посмотрим, что нам откроется для слов «Религия» и «Вера».

 Представьте себе просто пространство вокруг человека, живое пространство человека. Живое – значит, наполненное энергией, или силой, называемой предками словом «жива». Оно как бы светится, испускает лучи во все стороны, излучает энергию. Поэтому предками обозначается, как и солнышко на небе, словом «Ра». Самый центр этого «РА» значится в точке, находящейся внутри грудной клетки, точке, называемой «серединой целого» (или сокр. «середце, сердце»). Она же является и точкой отсчета в системе координат пространства восприятия, точкой наблюдения или восприятия.

Только не будем сейчас приводить полные описания системы (см. для этого книгу «Живой Русский Язык»).

 

Мы занимаемся здесь лишь словом «религия». Смотрите, в его структуре есть слог «РЕ».

В Смысловом Толковом Словаре Живого Русского Языка пишется:

«РЕ (« Р + Е ») – это «энергии перенос», или «течение», или же угасание воздействия, конец воздействия и даже «обратная связь, ответное воздействие». Употребляется в смысловых значениях: «циклическая (периодическая, обратная) энергия», «энергия, сила потока, процесса», «связь, канал, течение»...»

К словарной статье для ясности можно дать такой дополнительный комментарий. В энергетическом понимании, РЕ подразумевает не излучение, а просто «течение», будто что-то вольно, само собой стекает сверху вниз, как вода, как ручеек по склону холма. В общем, что дано, что есть, то и стекает! Или просто падает, как снежинки. Одна, потом вместо упавшей другая. Тоже ведь своего рода периодичность! Таким образом складываются и другие слова с «РЕ» (везде с тем же смыслом: РЕка, РЕчь, РЕветь...).

Надо при этом помнить, что предки оперировали не отдельными словами, а всей совокупностью Живой Речи. Поэтому они использовали «РЕ» не просто так, само по себе, а с учетом того, что существует еще и понятие «ВЕ» в смысле «преобразования, изменения». В каком-то отношении (пространственно, по смыслу, в жизнедеятельности человека) они даже противоположны: «ВЕ» - это уже переход в другое состояние, а не то же самое. Пространственно у предков это ассоциировалось тоже почти противоположно: когда «РЕ» значило для них как бы восприятие потоков космической энергии, которая просто как бы стекала на них откуда-то с вышины, «ВЕ» значило для них, наоборот, собственные усилия (энергетические затраты) по изменению себя, в особенности, по раскрытию центров, все выше и выше, поэтому нередко понималось как «восхождение». Фактически противоположно «РЕ». Как видите, совсем разные пространственные векторы.

Так моделируется в языке изначальном. Но следы такого реального подхода видны и в латыни: латинское « re ...» обозначает приставку, указывающую «1) на повторное, возобновляемое, воспроизводимое действие (например, РЕгенерация, РЕконструкция); 2) на действие, противоположное (обратное) выраженному корнем слова (например, РЕвизия, РЕгресс)».

 А в корне рассматриваемого слова у нас дано звукосочетание «ЛИГА», имеющее смысл, согласно Смысловому Толковому Словарю Живого Русского Языка:

« Ли + Гъ – «энергетический источник движения (Пути)», или «пространственное продолжение движения (пути)»...»

Здесь тоже звуки подробно разбирать не будем, но можно добавить к сказанному в Словаре следующее. Сказанное можно понять и как «расстояние» между заданными точками. Именно поэтому, если обратиться к современным языкам, больше основания имеет англо-американская морская единица измерения расстояния « лига » (приблизительно 5 км ), чем французское понятие такого же звучания в значении « соединение, слитие, союз, заговор », хотя оба понятия (и английское, и французское) происходят от одного общего латинского корня.

 Структурное моделирование древнего звукосочетания «РЕ+ЛИГА» толкуется в нашем Словаре Смыслов не произвольно, а на основе уже выявленного:

«РЕЛИГИЯ (« Ре + Ли + Га …») – это «неизменность (сохранность) продолжения пути», или «течение энергии продолжения движения»… В Древнем мире это слово имело лишь бытовое значение в смысле, как «память предков», но не было культом и социальным институтом, каким стало в рамках современной технической цивилизации. Еще большую путаницу вносит искусственная связь со словом «Вера», у которого совсем другой смысл. См. Вера …»

Справедливости ради, надо добавить к сказанному в Словаре, что «память предков» - это образно. В буквальном толковании древнее звукосочетание «Ре+Лига» должна представляться, как «обратное воспроизведение пути» или «следование по всей протяженности пути, как те, которые его проложили» (возможны еще такие же близкие варианты, в зависимости от контекста).

Пространственно нашему предку «релига» видится где-то «позади», как нечто пройденное, им и его предками, но при этом не отставленное в сторону, а как постоянно ему внутренне присущее («имманентное», как сказали бы сегодня постмодернисты). Он несет в себе это как живой опыт, и несет настолько полно, как будто вновь, как предки, следует этому изначальному имеющемуся у него «релига». С полным пониманием и осознанием, а не абстрактно (это вам не молитву прочитать и поставить свечку, почти ничего не зная о своих предках и их подлинных традициях). В этом смысле у него постоянная связь с опытом предков, изначальными данными, с древними истоками. Без искажений и не с чужих слов!

Поэтому осмысленное понимание заключенного в древнем звукосочетании «Ре+Лига» - это не то же самое, как понимается современное упрощенное в значении слово « религия как благочестие, набожность, святыня, предмет культа ». Сейчас почти что ушли от первоначальных смыслов, исказили суть.

Но, несмотря на такое положение дел, людям и сейчас хочется видеть и представлять что-то настоящее даже в том малом, что у них осталось. Сегодня постмодернисты в своей теории религии объясняют это тем, что современный человек смутно ощущает свою «неправильность», исторгнутость из первоначально данного, поэтому испытывает потребность «вернуться» туда. В этом и заключается, по их мнению, суть современных религий. Возможно, что-то в этом есть. Вот смотрите в Словаре В.Даля:

« РЕЛИГИЯ ж. лат. вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья. Религиозный обряд, обряд веры. Религиозный человек, верующий, твердый в вере» (1863-1866).

В общем, как видите, не сегодня начали путать «религию» с «верой», при почти полной утрате смыслов обоих слов.

 

Однако обратимся и к слову «Вера» (при этом советуем, чтобы здесь не повторяться, сначала прочитать нашу раннюю статью по теме под названием: О «вере» и «верных» словах. – см. в книге: « Родные Слова: возрождение утраченных смыслов» . - РИТМ. Екатеринбург. 2006г. на компакт-диске «Живой Русский Язык», или в ж-ле «ЗОВУ РИТМ», №20 за 2006г.).

А в Смысловом Толковом Словаре Живого Русского Языка об этом слове сказано так:

«ВЕРА (« Ве + Ра ») – «трансформация энергии», «движение солнца», «знание Бога» (знание света), «изменение света», или «следование свету, путь к свету, путь света»… Первоначально: естественная система преобразования и раскрытия энергетики человека (по чакрам). В искаженном виде сейчас это слово употребляется в качестве синонима слова «религия», а это ошибочно. У слова «религия» другой корень, другой смысл. Есть еще близкое понятие «Вира» - «преобразованный подъем энергии» ( санскр. vira – «мужчина, муж; герой» )...»

Прочитанное в Словаре кажется уже знакомо. Правда? Ведь таким образом мы вернулись к тому, с чего начали. Смотрите выше, еще до «религии», наши объяснения слогов или живых звукосочетаний «РА» и «ВЕ», из которых складывается слово «Ве+Ра». Если даже трудно прочувствовать так, как это чувствовали наши древние предки, можно хотя бы сопоставить просто формы. Так, как это видели те же древние предки.

О соотношении (почти противоположном положении) слогов «РЕ» и «ВЕ» выше уже сказано было.

Сопоставьте теперь корни:

«РА» (буквально «первозданное состояние энергии»), которое понимали в значениях «свет», «энергия», «Бог» и даже «просветленный человек», и

«ЛИГА» (буквально «воспроизведение пути»), понимаемое и как «протяженность, расстояние», и как «соединение, связь, союз», а в отношении предков – теперь уже как «память о них», раз утрачена живая «связь» с ними, некие традиции.

Фактически получаются тоже разные вещи по смыслу: РА – это свое собственное состояние, а ЛИГА – пусть и своя, но уже просто «память» или «связь» с чем-то внешним, отдаленным.

 

И если теперь делать для себя простые выводы, на уровне современного нашего понимания и современных понятий, то можно сказать следующее.

За РЕЛИГИЕЙ - в раскрытом здесь настоящем смысле, а не в определениях современных справочников и словарей - вы можете пойти в любую из имеющихся сегодня конфессий, какая из них вам удобней (комфортней, по душе), в силу ваших сложившихся жизненных обстоятельств и представлений о мире. Не для того, чтобы стать последователем той или иной религии, а просто даже для поиска в современных религиях сохранившихся частиц настоящего опыта и знания предков. Их там все равно больше, чем в других модных и современных, преимущественно надуманных идеологиях.

За ВЕРОЙ же соответственно туда ходить уже не стоит. Потому что ВЕРА вырабатывается и формируется как определенная реальная живая культура и образ жизни, как система адаптации к миру и система самосовершенствования самим человеком индивидуально для себя на основе издревле идущего естествознания (о природе и человеке), сообразуясь с реальными обстоятельствами жизни конкретного человека сегодня, в современном мире. Это, прежде всего, чувство и знание (одновременно) своего полного единства с миром, со всей Природой. А если хотите (если так понятней и ближе), считайте, что с Богом!

Религия соединяет с прошлым опытом, вплоть (если хватит собственных сил доискаться) до изначальных истоков. А Вера направляет в Будущее, вписывает каждого из нас в Будущее, формирует его, наше собственное будущее, как реально действующая сила. Насколько качественно сложена своя Вера, таков и личный вклад в свое собственное Будущее. Значит, и дни наши продолжаются так, как это нам самим видится и нами понимается!

 

Исходя из всего изложенного, теперь должны быть понятны две вещи.

Первое, нельзя использовать как одно и то же (как синонимы) два по смыслу разных слова: «вера» и «религия». Ведь это не просто по смыслу разные, а даже физически разнонаправленные (разновекторные) в пространстве и качественно разные понятия. И задачи их реализации в собственной жизни тоже очень разные!

Хотя надо особо отметить, чтобы не сомневаться и не путаться, что есть у них небольшая общая часть, касающаяся знания человеками «заветов» или «наследия предков», часть, выраженная, прежде всего, в наличии живых знаний о Природе, как основе реальной человеческой культуры. Это было в Истоках (у предков, поэтому осталось частично в религии), это должно быть сейчас в каждом (как знание, питающее нашу Веру)!

Второе, пока будет происходить путаница слов «религия» и «вера», - без знания их изначальных смыслов, - это равносильно потере ориентации в пути, равнозначно блужданию в тумане. Или явственно намекает на условности почерпнутых откуда-то не имеющих реального основания «ориентиров», как это ярко и образно показано в известном фильме «Кин-дза-дза», типа:

- «Значит, так. Солнце на западе, значит, Ашхабад - там! Понял? Пошли!..»

Если даже события происходят на чужой планете в другой галактике! И далее, как в удобную формулу (чтобы хоть что-то делать и не впадать в уныние, отчаяние), подставлять, вместо «Ашхабада», уже во все подряд можно что угодно: «веру», «религию» и т.д. С любыми удобными на данный момент интерпретациями и переводами (для выдуманного мира), которые все при этом одинаково будут далеки от реальных ориентиров в реальном мире.

 

И, в заключение, третье. Раз мы говорили тут о языке, то через распутывание понятий «вера» и «религия» выходим совершенно неожиданно и на тему культуры Живой Речи (ведь если бы была на уровне языковая культура, то не было бы и путаницы в толковании этих слов).

Надо трезво отдавать себе отчет в том, что люди сегодня языками (и родным, и иностранными) занимаются почти так же, на уровне условно принятого: «если солнце здесь, то Ашхабад там…» Мягко обманывая себя тем, что это лишь гипотезы, и все-таки при этом основываясь на этих гипотезах (по большому счету, выдумках!). Такие иллюзии давно уже в порядке вещей в современной науке (в т.ч. лингвистике) и по факту принимаются за правду.

Поэтому на месте современных «знаковых систем» могла бы быть, по уровню современных условных определений и абстрактных значений (это очень низкий уровень языковой культуры!), любая другая знаковая система, хоть инопланетная («читланская», «пацакская» и т.п.).

Имеется же то, что имеется (в виде современных лингвистических наук на базе доставшегося от предков языкового материала). Только потому, что современная технократическая цивилизация не в состоянии создавать что-то свое, живое. Поэтому пользуется «останками» разваленного ею же языка предков, к месту и не к месту используя имеющиеся его фрагменты в сохранившихся языках и почти без понимания придавая им новые значения.

Вот почему нужно сегодня (и это, как видели по разбору двух важных слов здесь, очень актуально) СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ так же основательно и в выборе способа познания Языка. Тем более РОДНОГО! Самый эффективный путь лежит через познание Языка как ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, как это и было у великих наших предков.

В общем, для каждого сегодня жизненно важно определиться в РЕЛИГИИ, сформироваться в ВЕРЕ, овладеть РОДНОЙ РЕЧЬЮ, чтобы соответственно своим возможностям и задачам четко и здраво выбрать направление и прокладывать свой жизненный ПУТЬ!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2011г.)

 

(из книги: Культура живой речи: практикум и методика обучения. - ЦСкА. РИТМ. Екатеринбург, апрель 2010г.)

Категория: Религии, вера | Добавил: Admin (21.02.2011)
Просмотров: 3926 | Теги: живая речь, религия, вера, русский язык

Нравится

Дополнительные социальные закладки Ещё? |  Избранное Избранное  ВКонтакте Одноклассники.ru Facebook Twitter Memori.Ru Google Liveinternet LiveJournal


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
купить иван-чай оптом экопоселения пермакультура РПЦ кедр СМИ энергетика сад здоровье школа огород печь вода овсинский хольцер биогаз водород плодородие мульча ветряк гэс картофель репа история кризис право плуг саман мясо пчелы стройка медицина сытин вакцины неизлечимые биогумус ЭМ пирамида дрожжи ветом живая речь купол ТВ еда вселенная ДНК звук торсионный руны здрава магия глина 2012 пиво ива зрение обрезание солнцееды мыло травы русский чакры рак АПК библия слава Богу революции курс доллара Лев Толстой наука табак митинги новый год Энштейн сила биолокация Святая Русь война община плести косы косички купить пульт для телевизора иван-чай полезные свойства, иван-чай противопоказания