Внедрив в 1990 году улей собственной конструкции УШ-2, автор постоянно из года в год совершенствовал технологию содержания пчел в ульях на узковысокую рамку.
В настоящее время автор отказался от всех видов лекарств для обработки семей от различных болезней, поставил под контроль роение пчел, полностью исключил вторжение пчеловода в гнездо пчел, максимально сократил использование дымаря и многое другое.
Что это дало автору? Освободилось большое количество времени для личных целей. За зиму 2000-2001 г. пребывание на пасеке ограничилось одним посещением (22.02.2001). Весной до 20 апреля, тоже одно посещение. В дальнейшем можно посещать пасеку не более одного раза в месяц. Если существующей на данное время рамочной и корпусной технологией пчеловодства могут заниматься тысячи - десятки тысяч пчеловодов-энтузиастов, то «Бесконтактное пчеловодство» позволит заниматься данным ремеслом миллионам граждан России.
В. ЕФРЕМОВ. Фото автора.
Посвящается Ришату Галееву, большому энтузиасту и настоящему пчеловоду.
 Знаменитый башкирский мед. По своим целебным и вкусовым качествам, а также по уникальному составу микроэлементов этот мед не имеет аналогов в мире.
У дикого бортевого меда неповторимо тонкий аромат и вкус. Такой мед насыщен воском и пергой, богат фруктозой и глюкозой. Особая ценность — в присутствии в его составе ферментов, витаминов, гормонов, двадцати аминокислот, минеральных ароматических веществ.
Своей славой башкирский мед обязан липе. Его так и называют — «липец». Более одной трети территории Башкортостана покрывают липовые леса, в таком значительном масштабе их нет практически на всей территории от Алтая до Карпат. Особенность башкирских лесов еще и в том, что в них помимо обычных видов лекарственных растений (шиповник, душица, зверобой, пустырник, валериана, шалфей, одуванчик, подорожник, ромашка и т.д.) растут очень редкие виды: типчак, горицвет весенний, тимофеевка степная, полынь шелковистая, прострел раскрытый, ковыль волосатик, оносма простейшая, чабрец, овсец пустынный, василистник, астра альпийская.
Как страна меда Башкирия славилась задолго до прихода в эти места тюркских племен — предков современных башкир. В Бирском могильнике, возраст которого ученые определяют примерно в полторы тысячи лет, среди прочей утвари найдено полное снаряжение бортевика — добытчика лесного меда. Наскальные рисунки, обнаруженные в пещерах Бурзянского района, свидетельствуют о том, что в этих местах мед добывали еще первобытные люди.
Именно здесь, в одном из отдаленных горных районов Башкирии — Бурзянском, и по сей день сохранился древний народный промысел — бортевое пчеловодство. Почти совсем угасший в пятидесятых годах прошлого столетия, он начал вновь возрождаться среди местного населения. Есть несколько причин этого возрождения. Главная из них — возросшее понимание людьми ценности натуральных, естественных продуктов, к которым несомненно относится бортевой, или проще — дикий, мед. Вопреки всем прогнозам бортевое пчеловодство стало экономически целесообразным.
ИСКУССТВО БОРТЕВОГО ПЧЕЛОВОДСТВА
Бортью с глубокой древности называли всякое старое дерево, дупло которого обжили дикие пчелы. Башкиры разыскивали дуплистые деревья, в которых находились пчелы, и добывали мед. Однако еще с давних времен начали изготовлять и искусственные борти. Выбирают старые деревья, обычно сосны или лиственницы, ставят на них тамгу — фамильный знак, и на высоте 12 м от земли приступают к устройству борти. Бортевые деревья переходят по наследству из поколения в поколение.
 Движения бортевика отработаны веками. Взбирается он на дерево с помощью кирама — кожаного или лыкового плетеного ремня с петлями на концах. Бортевик разувается, надевает мягкую обувь или шерстяные носки (так, только в шерстяных носках, на борть залезали и его отец и дед), и на высоте около метра от земли топором делает на стволе две зарубки. Затем, цепляясь пальцами ног за эти зарубки, обхватывает ремнем себя и дерево. Завязав ремень и упершись на него спиной, ставит новую зарубку, несколько выше первых двух, опирается на нее ногой, делает шаг вверх, закрепляется, выше ставит еще одну зарубку и переносит на нее другую ногу. Так, делая зарубки и перебрасывая ремень все выше и выше, он поднимается вверх по дереву. Достигнув высоты четырех—пятиэтажного дома, бортевик перекидывает ремень с шеи на поясницу, освобождает руки и прикрепляет к дереву специальную подставку для ног — ступеньку лянге. Встав на эту подставку, он привязывается ремнем и принимается топором выдалбливать дупло. Выдолбленное дупло обрабатывает теслом и скобелем, укрепляет в нем две-три поперечные лучинки, закрывает входное отверстие деревянными брусками-должеями, а между брусками просверливает отверстие — леток — вход в борть для пчел. Вновь сделанную борть, чтобы хорошо просохла, на один-два года оставляют открытой. По прошествии этого времени ее внутреннюю поверхность очищают от смолы, удаляют мусор и оснащают полосками сотов, прикрепляя их к потолку калиновыми клинышками: пчелы любят, чтобы клинья были именно из калины. Для того чтобы привлечь пчел к новому жилищу, бортевик натирает стенки пахучими травами — вейником или мелиссой. Если борть в пору роения, до зацветания липы, остается незаселенной, ее открывают и оставляют для просушивания до следующей весны.
Примерно с середины июля бортевики осматривают борти и собирают мед. Медовые соты не отделяют от перговых. С давних пор подмечено, что мед из них целебен: он повышает жизненный тонус, уменьшает головные боли, облегчает дыхание, даже улучшает зрение.
УНИКАЛЬНАЯ ПЧЕЛА
 Дикие башкирские, или бурзянские, бортевые пчелы — популяция среднерусских пчел, отличающаяся чрезвычайной работоспособностью: в течение двух-трех недель цветения липы с раннего утра до позднего вечера работает семья пчел, совершая огромное число вылетов и побивая все рекорды медосборов: во время хорошего медосбора в улей может поступать до 10 кг нектара в день! Неустанно трудится бортевая пчела даже в холодные дождливые дни. Вторая отличительная ее черта — выносливость и морозоустойчивость. В самые морозные уральские зимы научились эти пчелы выживать без помощи человека. Третья черта — особая «злобливость» — качество, которое помогает выживать пчелам в условиях дикой природы, когда в борть норовят залезть и куница и медведь. Четвертая черта — «ройливость», одна пчелиная семья этой популяции за сезон отпускает не менее двух-трех роев, которые заселяют новые дупла и борти. Чем больше в лесу естественных дупел, заселенных пчелами, тем лучше заселяются и борти.
ПЧЕЛИНЫЙ ЗАПОВЕДНИК
 Генофонд уникальной бурзянской бортевой пчелы охраняется в государственном природном заповеднике «Шульган-Таш». Небольшая территория охватывает самое ядро обитания этой пчелы. В штате тринадцать человек с редкой и трудной профессией «бортевик». Вот уже три года подряд на территории заповедника проводится конкурс пчеловодов-бортевиков: они соревнуются в профессиональном мастерстве по изготовлению колод, бортей и бортевых инструментов. Обучение этому искусству ведется с детства и передается по наследству от отца к сыну. Семьи в здешних краях еще остаются многочисленными, и среди детей обязательно находится один или два сына, продолжающих непростое дело отца.
В конкурсе рядом со взрослыми участвуют подростки 14—16 лет. Каждый башкирский род имеет свои особенности и секреты бортничества, особые способы привлечения пчелиных роев в искусственные дупла. В повседневной жизни бортевики из разных деревень не имеют возможности поделиться своим опытом и наглядно продемонстрировать мастерство. Поэтому конкурс всегда вызывает живой интерес среди местного населения.
РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕГО РЕМЕСЛА
Идея бортничества очень привлекательна в качестве национального символа башкирского народа с его глубокими историческими корнями, тягой к демонстрации силы, ловкости и удачи. Целесообразность развития этого древнего ремесла заключается еще и в том, что оно будит в людях интерес к естественному пчеловодству, бережному отношению к природе, полезно экономически и позволяет вести здоровый образ жизни.
Узнав вкус знаменитого на весь мир башкирского меда, вы уже не спутаете его ни с каким другим, как лесную землянику нельзя спутать с садовой.
http://www.nkj.ru/archive/articles/2169/
Борть своими руками
Сделать борть — большое искусство. Она может стать«счастливой», ежегодно заселяться пчелами и давать много меда, а может быть и неудачной. Особенно большое значение имеет выбор дерева. Здесь все важно: близость липняков и чистой воды, диаметр ствола, который должен быть не менее полуметра. Башкиры обычно делали борти в соснах, реже в дубах. Они искали подходящие деревья, покрытые мхом, трутовиком. Трутовик, мох — верные признаки того, что внутри такого дерева тепло, древесина мягка. Найдя такое дерево, бортник первым делом покрывал его тамгой: вырубал знак собственности. Не сразу это дерево становилось бортью. Иногда десятками лет оно ждало своего часа, доходило до кондиции по диаметру и высоте, переходило от отца к сыну, а порой от деда к внуку. Время от времени к нему наведывались, осматривали, не сделали ли в нем борти чужие люди, окрест убирали деревья, мешающие ему расти.
Когда тамженое дерево достигало нужных размеров, в нем выдалбливали рукотворное дупло на высоте 5—10 метров от земли. Бортник начинает с того, что где-то на уровне груди делает две зарубки одна над другой так, чтобы на них можно было встать носками. Затем, обхватив кирамом дерево и себя вокруг поясницы, бортник становится на первые две ступеньки. Опираясь спиной в ремень, он делает следующую зарубку повыше первых, ставит на нее ногу, рывком рук за ремень бросает свое тело к стволу и в этот момент передвигает кирам вверх по стволу. Затем еще выше делает следующую зарубку, наступает на нее, вновь рывком переставляет ремень. Так он поднимается выше и выше, обрубая ветви, мешающие ему переставить ремень-кирам.
Вот он у цели. Закрепляет подставку для ног (элэн-ге) и встает на нее. Первым делом он прорубает вдоль ствола паз внутрь длиной около метра и шириной 10-15 см Русские называли этот паз должь, башкиры не употребляли какого-либо термина. Важно бортнику правильно выбрать место должи. Надо, чтобы ствол как бы прикрывал его от дождей и снега. Здесь он смотрит на наклон дерева, а если оно растет на косогоре, то на уклон поверхности: деревья всегда немного склоняются под уклон. Башкир обычно стемится сделать леток на юго-восток. На юге, в его представлении.
 Чертеж борти:
1 — леток (кейэ); 2 — вкладыш (кейэ свив); 3 — крестовина (тага-pay); 4 — стенки должи; 5 — должея-(кап'как); 6 — веник, павиха (сыр-пы);) 7 — придолжак (тук.чак); 8 — 'гвоздь (тукмаж свив)
Плетение соломенного улья
(0:14) Два старых пчеловода покажут нам, как из из соломы плетется улей. (0:24) В качестве связывающего материала используются ивовые прутья. (0:36) Крестьянин Фритц Финкенштет 67 лет срезает под корень подходящие ветви ивы с помощью перочинного ножика. (0:48) Они должны быть как можно длиннее и не иметь боковых ответвлений. (1:10) В этой местности используются также кора ежевики, уваренные корни пихты или же солома. (1:25) По ту сторону узкой канавы, где растет ива, находится двор его соседа Августа Лангенхорста, который как раз чисто вымел ангар. Ему уже 70 лет. (1:41) В былые годы оба эти мужчины сплели много соломенных ульев зимними вечерами. (1:56) Теперь они приступают к подготовке соломы для ульев. (2:05) Это ржаная солома, которая срывается вручную и вручную же обмолачивается. (2:20) Фритц Финкенштет вычесывает из соломы короткие отдельные части стебля с помощью деревянных граблей. (2:29) Для соломенных ульев требуются по возможности солома равномерной длины. (2:59) Для этого лучше всего подходит солома, которая росла на скудных, песчаных почвах, так как такие стебли крепче и не так лекго переламываются. (3:53) После того, как Август Лангенхорст вычесал последние короткие соломинки, работа будет продолжена на кухне.
(4:16) Сосед Финкенштет принимается теперь за свеженарезанные ивовые прутья. (4:42) После того, как удалены кончики прутьев, он разделяет конец прута в два надреза на три части. (4:54) Теперь он давит на эти надрезы специальным деревянным рассекателем и расщепляет им прут с верху до низу. (5:27) Для того чтобы ивовая лента позже хорошо проскальзывала через солому, не цепляясь за нее, он тщательно заостряет нижний утолщенный конец прута. (5:44) Кроме того шлифуются края и грани ивовой ленты. (5:56) Укладывая прут срезанной поверхностью внутрь он делает его более эластичным.
(6:11) Теперь за само плетение может приниматся второй пчеловод. (6:26) Для начала ему требуется один пучёк соломы. (6:44) На верхнем, более тонком конце он перегибает стебли и надевает на них кольцо из коровьего рога. Это кольцо служит пчеловоду мерой толщины пучка соломы, к тому же удерживает его целостность. (7:02) Кончиком он продевает первую ивовую ленту через соломенную петлю. (7:19) Он фиксирует конец, туго прижимая его следующим витком. (7:27) Улий образуется спиралеобразно из одного единственного пучка соломы. (7:45) С особой тщательностью обматывает мастер первый тугой виток верхушки улья и наконец укрепляет его на первой петле пучка сена, через которую он несколько раз прошивает. (8:05) При необходимости он использует также шило. (8:39) Периодически добавляя новые стебли, происходит непрерывное удлинение пучка соломы при сохранении одинаковой его толщины. Кольцо из коровьего рога является при этом важным вспомогательным средством. (8:53) В технике обмотки и прошивки плетения частичным пучком, каждый последующий виток крепко соединяется с предыдущим. (9:06) В то время, как Август Лангенхорст продолжает работать над циллиндрической частью стенки улья, его сосед подготовил для него последние ивовые прутья.
(9:36) На следующий день мастер продолжает работу уже один. (9:44) Важна предварительная работа с шилом, чтобы без труда протаскивать ивовые ленты через пучек сена. (10:04) Чтобы в улье образовался леток для пчел, он вырезает треть пучка сена на длину приблизительно 8 см. (10:20) В качестве шила мастеру служит кованый шип с головкой и четырехгранным стержнем. (11:01) Кончик ленты зашивается и коротко обрезается. (11:31) Как только сверху ложится следующий виток леток считается завершенным. (11:46) Время от времени нужно придавать улью правильную цилиндрическую форму. (11:57) А между тем, предусмотренная высота улья уже достигнута и составляет примерно 40 см. (12:07) Кольцо из коровьего рога теперь не нужно. (12:41) Мастер тщательно обметывает истонченный конец соломенной спирали, прежде чем он зашьет последнюю обмотку. (13:39) И вот улей уже готов!
Пчелы в радость или опыт естественного пчеловождения
Тайна русского меда. Сибирская пчела (96 мин)
Ловушка для пчел своими Руками (4 мин)
Пчеловодство . живое золото (16 мин)
В мире медоносных пчёл (23 мин)
Ловля роев – как правильно поймать рой (58 мин)
Сны пчел 1 (74 мин)
Сны пчел 2 (91 мин)
О донниковом земледелии и медоносном конвейере (139 мин)
|