Главная » Статьи » Статьи на разные темы

Смысл живой письменности

(или КАК НАУЧИТЬСЯ ГРАМОТНО ПИСАТЬ?)



1. Как сегодня учат грамотно писать?

Очень простым оказывается начало - выучить наизусть теорию (т.е. «орфограммы»), как стихотворение какое-нибудь. Здесь никогда никаких проблем не возникает! Но выученное наизусть стихотворение, сами понимаете, не предполагает какое-то иное его применение, кроме декламации. Все проблемы начинаются, когда каждый, выучивший (или не выучивший) правило орфографии наизусть, берется за продолжение, за основное, т.е. пробует что-либо написать. Так же известно, что об «орфографических навыках» сегодня очень многие учителя, простые и именитые, говорят, так или иначе, как об «АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ компонентах сознательной деятельности». Это никого особо не тревожит. И даже логически им почему-то не кажется странным соседство понятий «сознание» и «автоматизация»: в каком месте ночует сознание в автоматизированных операциях, т.е. в «механическом, автоматическом письме»?

Здравый смысл подсказывает, что там, где что-то происходит автоматически, сознанию не место. И еще большой вопрос – всегда ли участвует сознание, когда просто учат правило орфографии наизусть? Вполне может быть, что о «сознании» здесь как-то неопределенно говорят только лишь для того, чтобы оправдать «автоматизацию»!? Фактически, выходит, автоматизацию человека! Тем не менее, многие в этом месте все-таки предпочитают верить, что выученное правило и правильное его применение и есть «сознательная деятельность». Это о современной методике обучения.

На практике, как известно, все происходит очень и очень стереотипно: сначала учат правило, затем «упражняются». Весь вопрос в том, как понимается упражнение и на чем упражняются!? Ради «автоматизма». Сейчас ведь фактически учат не свободному и осмысленному письму. Даже официально провозглашается, что цель здесь – «научить безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи». Отсюда и стремление современных педагогов – формировать «умение видеть и слышать орфограмму» в слове через всякие «списывания, комментированное письмо, письмо под диктовку» и т.п.

О реальных человеческих запросах, разумной мыслительной деятельности и развитии личностного сознания как раз и нет речи!

Отсюда и ожидаемый результат: многим сейчас гораздо хуже дается «грамотное письмо», чем раньше. Хуже, потому что искусственная цивилизация все дальше отрывает людей от естества самого человека, от природы вообще. Хуже, в сравнении с предыдущими поколениями, потому что ту же самую письменность даже недавним предкам помогала легче усваивать как раз сохранность их близости к природе, естественной смекалки.

 

2. Можно ли научиться писать без ошибок?

- Так, учатся же! Для этого давно известны два способа: а) зубрежка орфограмм и механическое (автоматизированное) письмо (или дрессировка), и б) как бы осознанная выработка навыков правильного письма (понимание правила и упражнение для выработки навыка, т.е. и тут речь идет, в конечном счете, об автоматизации, или механизации письма, т.е. в той или иной степени роботизации человека). Как ни странно, немало людей научились писать грамотно именно таким образом! Видимо, им природные способности помогли.

А есть еще третий путь – осмысленный, живой, который мы и предлагаем.

 

3. Чем вызвана такая необходимость, как «автоматизация навыка» письма и вообще?

- Она основана на ряде искусственных мифов, типа «ускорения темпов жизни», «вписаться в нее, не отставать, успевать!» и т. п. Людей с малых лет вовлекают в социальную гонку. Людям с малых лет не дают сосредоточиться на себе и отводят их внимание от себя на все социальное, внешнее. Внушают, что «жизнь» - это только внешнее, «социальное, или общественное» (а личное – это так, всего лишь «удовлетворение естественных надобностей» ради «общественного»).

Например, из школьной программы всем известна так называемая «техника чтения» на скорость и бесконечные «диктанты», переписывания невостребованных общим или психическим развитием конкретного человека текстов… Единственное, чего таким образом достигают, - это отрыв человека от себя самого, от своей собственной жизни. Чтобы он стал фактически «механическим существом», быстро и безропотно выполняющим внешние требования. «Винтиком» машины цивилизации. Когда все разговоры о человеке разумном реально оборачиваются лишь формальными средствами манипуляции другими. Другого здравого оправдания скорости чтения и техники письма нет. Таков технократический социальный заказ. Отсюда и беспокойство здравомыслящих ученых по поводу «обесчеловечивания культуры».

Потому что человеку на самом деле никуда не надо спешить. Как говорят мудрецы во все века, человеку все дано в нем самом. Он приходит жить! Надо только постепенно творчески раскрываться, осваивать умение разумно пользоваться своим потенциалом. Учиться понимать, что творческая самореализация и социальные функции – это не одно и то же. Грубо говоря, понимать, что незрелая или недозрелая личность просто-напросто не в состоянии полноценно осуществлять те же социальные функции человека. В том числе, научиться осмысленно и грамотно писать.

 

4. А в чем все-таки причина бедствий с грамотным письмом?

- В отсутствии целостности мировидения и цельности жизненной практики. Вокруг людей сейчас все раздроблено практически до атомарного состояния: науки, технологии, общение. Называется это «дифференциацией», которая фактически господствует и дробит, перемалывает сознание людей, которые сами под таким сильным цивилизационным прессингом просто не успевают ничего другого и обходятся уже без всякого «синтеза». Не до него! И люди в таких условиях честно пытаются собрать для себя всего лишь небольшой, удобный для себя и социально востребованный, набор деталей, или кубиков. Вот у них и получается, что мышление теперь само по себе, информация тоже где-то по отдельности, умение читать и умение писать связаны весьма опосредованно. Настолько, что в таких условиях мало кто сегодня вообще задумывается о том, что все должно быть в целости. В органической целости!

Поэтому многих сегодня просто удивляют такие подходы, которые мы показываем: 1) язык как естествознание, 2) живая речь в пространстве восприятия человека, 3) осмысленное правописание, т.е. письмо как передача живого мировосприятия.

И, выходит, для них привычнее насилие над природой человека, его автоматизация или роботизация. Сейчас люди в состоянии сравнивать, что упражнения, допустим, в восточных единоборствах и упражнения по переписыванию слов и текстов – это далеко не одинаковая «автоматизация». Первые протекают в непосредственном единении и чувствовании природы, а вторые – абстрактно, в отрыве от природы-матери, ее живительных энергий. Такой неестественный подход калечит как сознание, так и организм людей.

А надо возвращаться к первому, природному состоянию даже в письменности, потому что письмо есть отражение через особенные знаки и символы того, что дается в живой речи с ее органической связью с пространством восприятия человека . Письмо, пока оно есть, должно быть своего рода средством осмысленной и познавательной «целительной практики», способствующей развитию, раскрывающей творческий потенциал человека.

 

5. В чем основное отличие вашей методики естественной грамотности, «Живой Русской Грамоты», от той методики, которая сегодня массово распространена?

- Современная методика обучения грамоте практически во всех учебных пособиях со всеми вариациями жестко привязана к императивному «своду орфографических правил». Он же, в общем, предписывает писать ТАК, как сказано, но не отвечает на вопрос, ПОЧЕМУ так нужно писать, а не иначе. Навязывается какая-то одна «норма» - без объяснения (будто в приказном порядке).

Мысль и смысл исключаются из такого автоматизированного процесса выработки навыка письма. Фактически из людей делается «пишущее устройство», соответствующее принятому стандарту. А все остальное в человеке – это так, что-то оставшееся в довесок от природы. Современная цивилизация, как вы давно уже догадываетесь, нуждается только в сформированных под эту цивилизацию и зависимых от нее «пишущих устройствах» (для работы с информацией), а не в полноценном Человеке Разумном, который волен просто послать куда подальше неугодную ему цивилизацию. Соответственно, такой технократический подход к грамотному письму оборачивается еще одним инструментом разрушения человеческой природы, наряду со многими другими, применяемыми в этих целях цивилизацией.

И при таком подходе умение писать – это всего лишь еще один ни с чем не соотносящийся кубик в социальном наборе современного человека. Кубик, без которого вполне можно и обойтись. Вот почему так много сейчас окончивших общеобразовательные и всякие другие учебные заведения «почти безграмотных» людей, в результате современного многолетнего образования! И не только у нас, при изучении русского письма, но и за рубежом, та же проблема с другими языками – английским, испанским, немецким, итальянским и т.д. Везде одна беда: орфография сама по себе, жизнь людей – сама по себе. Они как будто совсем и не связаны. Это сегодня общая беда глобального масштаба – отрыв людей от естества их родного языка и родной речи!

Мы же говорим о возвращении человека к своему органическому естеству, об обращении со звуками речи и буквами, словами и мыслями, как с живыми элементами, живыми организмами, с которыми разумно сотрудничаем в органически целом и общем жизненном пространстве. Говорим о том, что и писать нужно так же, как мыслить вживую и жить цело – настолько органично, чтобы чувствовать звуки и их смыслы сердцем, всем своим нутром, как, например, при выполнении упражнений йоги или воинского искусства. Некуда человеку спешить настолько, чтобы отрываться от самого себя. Нельзя человеку уходить от себя самого, от своей жизни и смысла своего существования ни в коем случае. Писать надо с толком, осмысленно, чувствуя каждый звук, каждое слово. Вживаясь в них! Живя ими! А ускоряться, если это вообще нужно будет для конкретной жизни конкретного человека, можно уже потом, по мере надобности, не расставаясь при этом со смыслом и в степени повышения собственного мастерства грамотного письма! Прежде всего - Человек Разумный, его здоровье и благополучие. В этом мы и видим смысл живой письменности.

Алексей НЯНИН (Екатеринбург, июль 2009г.) - (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. - 2009г.)
http://www.zovu.ru


КАК УХОДЯТ "ОРГАНИКА" и "СМЫСЛ"

 

 

Что такое «органичность» звуков речи, или слова?

Это, прежде всего, соответствие естественным законам словообразования, когда Слово отыскивается, находится в Пространстве восприятия человека разумного и осмысливается согласно изначальным смыслам звуков речи. Это когда Живая Речь органично вписана в устройство человека, когда она является естественным органом взаимодействия с окружающим миром, как руки, ноги, глаза, уши…

Смысл и органичность взаимосвязаны.

 

Коли Живая Речь является органом взаимодействия с окружающим миром, не удивительно, что «Солнце останавливали словом, Словом разрушали города…» (Н.Гумилев)

Поэтому именно в Древности родилась мудрость « молчание – золото ». Поэтому Древность немногословна, в отличие от современного многословия, что у самих же людей получает название « пустословия ». И это тоже естественно, раз Слово служит Деянию и Сотворению. Так же, как стрелок не раскидывает свои стрелы впустую во все стороны, или художник не разбрасывает зря кисти и краски, владеющий словом не бросит его зря.

Творящее Слово для Творца - то же, что кисть, стрела, сила…

 

Что делают, когда не знают смысла слова?

Его или забывают, или оно приобретает совершенно абсурдные, на первый взгляд, искусственные значения.

Смотрите, например, в словаре В.Даля, что такое «Тара»? – « всякая укупорка товара, ящик, бочка, мешок, посудина, обертка, укладка… » Вроде бы совершенно нормально, да?

Смотрим по смыслам звуков: ТАРА Та + Ръ ») – это «устойчивое начало солнца, света, Бога». Возможно прочтение как «Та Ра» - «проявленность энергии ». Этим словом некогда называли Богиню-покровительницу нашей земли. Вплоть до недавнего времени, почти до XVIII века, этот корень входил в известное во всем мире название нашей страны «ТАРТАРИЯ» (два раза повторяется: « ТаръТария »). Настолько известное, что это писалось на географических картах того времени.

Это говорит о чем?

Только о том, что древние смыслы и органичность из этого слова, как и из множества других слов, ушли. И люди ограничиваются формальным определением словаря с неизвестным предназначением. Ведь Богиня Тара, в представлении древних, олицетворяя чуть ли не солнцеподобие, или же Землю Тары, вмещающую несметные сокровища, предстала и сохранилась в образе некой «сокровищницы, емкости». И, конечно, совсем не удивительно, что при том, что древняя история вытравливалась из народной памяти, а упоминание имен разных других богов, не относящихся к официальной религии, почти что преследовалось и каралось, сохранилось у слова только его второстепенное, косвенное значение.

 

Или вот другой пример. Как вы думаете, почему в санскрите: "свар" – это " сверкать, сиять, излучать, гореть " и "сварга" - " небо, небесное сияние ", в то время как в словарях русского языка умудрились закрепить из общих для русского и санскрита корней совсем другое значение: « шумной перебранки, ссоры », которое не соответствует действительному смыслу слова?

Кто это делает? – Народ? Языковеды?..

Если взять короче, без нюансов, « СВА РА » - это, по смыслу, «преобразованная сущность Ра» (см. Смысловой Толковый Словарь Живого Русского Языка).

Видите, через сравнение изначальных форм с современными значениями, КАК уходит смысл?!

 

Или вот слово РАБ - может читаться как «Ра Бо» - по смыслу, «свет божий». А современные люди считают это очень плохим словом, у них даже в словарях записано, что это - « невольник, крепостной; человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его » (В.Даль). Если у самых светлых слов сейчас может быть такое значение, то какая же цивилизация вокруг нас, свободная ли? Или просто-напросто «невольничья», с обманутыми людьми?

 

Так что РАСКРЫТИЕ ИЗНАЧАЛЬНЫХ СМЫСЛОВ СЛОВ И ЗВУКОВ РЕЧИ НА МНОГОЕ ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА. Это только тому, кто владеет языком на уровне лишь условной «знаковой системы», сегодня можно внушить одно, а назавтра другое, послезавтра третье: знаки можно менять сколько угодно. Они условны. Они ни к чему живому не привязаны, как бы подвешены в воздухе, абстрактны.

А вот усвоение Живой Грамоты, органичное соотнесение ее со своим пространством восприятия, дает такие «критерии истины», которые уникальны, чувствуются всем своим существом, как свое собственное тело. Такому по-настоящему грамотному человеку уже не всучить откровенную дезинформацию. У него живой иммунитет ко всякой лжи.

Может быть, поэтому в современной цивилизации постарались предать забвению Живую Речь и Живую Грамоту? Предать забвению изначальные смыслы, оторвать людей от живых корней?

Но сейчас пришло уже время открывать глаза и сердце. Пришло время для настоящей грамотности!

Команда ЗоВУ Живая Русская Речь ». - РИТМ, Екатеринбург, - 2009г .)


Категория: Статьи на разные темы | Добавил: Admin (01.10.2009) W
Просмотров: 3249 | Теги: русский язык

Нравится

Дополнительные социальные закладки Ещё? |  Избранное Избранное  ВКонтакте Одноклассники.ru Facebook Twitter Memori.Ru Google Liveinternet LiveJournal


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
купить иван-чай оптом экопоселения пермакультура РПЦ кедр СМИ энергетика сад здоровье школа огород печь вода овсинский хольцер биогаз водород плодородие мульча ветряк гэс картофель репа история кризис право плуг саман мясо пчелы стройка медицина сытин вакцины неизлечимые биогумус ЭМ пирамида дрожжи ветом живая речь купол ТВ еда вселенная ДНК звук торсионный руны здрава магия глина 2012 пиво ива зрение обрезание солнцееды мыло травы русский чакры рак АПК библия слава Богу революции курс доллара Лев Толстой наука табак митинги новый год Энштейн сила биолокация Святая Русь война община плести косы косички купить пульт для телевизора иван-чай полезные свойства, иван-чай противопоказания