- ...В сельскохозяйственном курсе
следовало, прежде всего, раскрыть
предпосылки процветания различных
сфер сельского хозяйства. Есть очень
интересные отрасли: растениеводство,
животноводство, лесное хозяйство,
садоводство и т. д.
- И затем — самое интересное, тайны
удобрения, необычайно важные тайны.
-
Но для всего этого в первую очередь
были развиты принципиальные основы,
идеи, которые в настоящее время
особенно важны, поскольку — верите вы
этому или нет, — но именно сельское
хозяйство сильнее всего отклонилось
под влиянием материалистического
мировоззрения от разумных принципов.
- И очень мало кто знает, что в течение
последних десятилетий в сельском
хозяйстве имеет место деградация
всех продуктов, поддерживающих жизнь
человека, и деградация эта происходит
необычайно быстро.
-
В наши дни, время перехода от Кали-юги
к светлой эпохе, вырождается не только
моральное развитие человечества, но и
всё то, что производит человек из Земли
и из находящегося непосредственно над
ней; это подтверждается сегодня
статистически, это обсуждается,
например, в сельскохозяйственных
объединениях, но люди бессильны в
отношении этого.
-
Так что сегодня даже в материалистически
работающем хозяйстве, если там
хозяйствуют не беспечно, а размышляют
о вещах, проявляющихся день ото дня
или, по крайней мере, год от года, можно
прикинуть, за сколько десятилетий
продукты дегенерируют так, что их будет
уже нельзя использовать для питания
человека, и это случится ещё до конца
нашего столетия.
-
Таким образом, речь идёт о вопросе,
который самым серьёзным образом может
считаться, я бы сказал, космически-земным
вопросом.
- Именно в сельском хозяйстве
обнаруживается, как это необходимо,
извлечь из духа те силы, которые сегодня
совершенно неизвестны и значение
которых не только в том, чтобы кое-что
немного улучшить в сельском хозяйстве,
но от них зависит, смогут ли люди вообще
продолжать свою жизнь в физическом
смысле на Земле.
- Ведь человек живёт тем, что приносит
Земля...
- Вы только подумайте, мои дорогие
друзья, сегодня, по сути дела, уже никто
не понимает больше сущность удобрения.
Конечно, инстинктивно, по традициям
древних времен, это делают. Но понять
сущность удобрения сегодня не может,
собственно, ни один человек.
- В принципе, никто, за исключением
тех, кто могут познавать духовно, никто
не знает, что означает для пашни
удобрение, почему оно в некоторых
местностях совершенно необходимо,
и как его применять.
- Сегодня никто не знает, что все
минеральные удобрения являются одной
из существенных причин ухудшения,
дегенерации сельскохозяйственной
продукции, о которой я говорил. Ведь
сегодня думают просто; ну да, для роста
растений надо определённое количество
азота, и люди сегодня считают, что
совершенно безразлично, каким образом
приготовлен этот азот, откуда он взялся.
- Но это совсем не всё равно, откуда
он взялся: речь идёт о том, что существует
большая разница между одним и другим
азотом, азотом, который содержится в
воздухе с кислородом, между этим мертвым
азотом и другим азотом.
- Вы не будете, наверное, отрицать,
мои дорогие друзья, что есть разница
между человеком, который живёт и
движется, и трупом, человеческим трупом.
Один из них мёртв, другой имеет жизнь
и душу.
-
То же самое имеет место и у азота, и у
других веществ. Есть мертвый азот.
Это тот, что находится в окружающем
нас воздухе, к которому примешан кислород
и который играет роль во всём процессе
нашего дыхания, в процессе взаимной
жизни с воздухом.
- Он и не должен быть живым по той
простой причине, что если бы мы жили в
живом воздухе, мы постепенно лишились
бы сил.
-
То, что воздух мёртв, кислород мёртв,
азот мёртв — таковы свойства воздуха,
которым должны дышать люди, чтобы
они могли сознательно, разумно мыслить.
-
Тот азот, который содержится в земле,
который вносится с удобрением,
который должен образовываться под
влиянием всего неба — этот азот должен
быть более живым.
-
Так что есть два различных азота, тот
азот, который находится выше уровня
земли, и тот, который ниже уровня
земли; один из них — это мёртвый азот,
другой — оживлённый азот.
-
Так обстоит дело со всем, всё, что
необходимо для дальнейшей заботы о
природе, в ходе нашего материалистического
времени перешло в область непознанного.
Именно важнейших вещей не знают.
- Эти вещи делаются по инерции, исходящей
из весьма хорошего инстинкта, но этот
инстинкт постепенно исчезает. Исчезают
традиции. Люди удобряют пашню по
науке. Картофель, овощи становятся все
хуже и хуже.
-
Люди знают, что это становится хуже,
это констатирует статистика. Сегодня
только противятся всем практическим
правилам и мероприятиям, которые добыты
из духовного созерцания.
-
Исключительное значение имеет сейчас
то, чтобы эти вещи рассматривали, видели
правильно. Здесь я уже часто говорил,
что если мы имеем магнитную стрелку,
которая всегда ориентирована в одном
направлении, у которой острие
направлено на северный магнитный полюс,
а другой конец на южный, то было бы
совсем по-детски говорить, что в самой
стрелке заключена причина, по которой
она показывает одним концом всегда на
север, а другим на юг.
- Говорят: вот Земля, вот магнитная
стрелка, почему магнитная стрелка одним
концом всегда показывает на север,
а другим на юг? — Потому что здесь
северный магнитный полюс, а здесь
южный, они-то и определяют направление
магнитной стрелки в ту и другую сторону.
- Всю Землю приходится брать на помощь,
чтобы объяснить направление магнитной
стрелки. Надо выбраться из магнитной
стрелки. Было бы по-детски считать, что
причина лежит в магнитной стрелке.
-
Но также по-детски выглядит представление
о том, что всё то, что фиксирует современная
наука непосредственно в растении
или его ближайшем окружении, зависит
от того, что можно здесь видёть. В росте
растения участвует весь небосвод со
всеми своими звёздами! Это надо знать.
- Это надо действительно прочно
закрепить у себя в голове. Надо сказать
себе — оставаться в русле современной
ботаники, это действительно по-детски,
как по-детски говорить о магнитной
стрелке в описанном выше духе.
-
Каждый образованный человек обязан
усвоить некоторые вещи, если только
у него есть понимание простейших
предпосылок антропософской жизни.
-
Чрезвычайно важно то, что я в самый
первый раз говорил в прошлом году в
Пенмэнмауре. Люди сегодня не знают, как
питается человек и животное, не говоря
уже о растении. Люди думают, что питание
состоит в том, что человек съедает
субстанции из своего окружения.
- Он берёт их в рот, они проходят в
желудок. Затем часть остаётся, часть
выводится. Затем используется то, что
было отложено. После и оно выделяется.
Затем всё повторяется. Таким совершенно
внешним образом представляют теперь
питание.
- Но это неверно, что кости, мускулы и
прочие тканевые массы образуются
из того, что как пища поступает в желудок
человека. Это справедливо только в
отношении головы человека.
- И всё то, что окольным путём, проходя
через пищеварительный тракт,
распространяется в человеке для
дальнейшей переработки, образует
строительный материал только для его
головы и для всего того, что относится
к нервно-чувственной системе, откладываясь
в ней, в то время как, например, для
двигательной системы или для органов
обмена веществ, скажем, для образования
трубчатых костей ног или рук, для
образования кишок в системе обмена и
пищеварения субстанция формируется
совсем не из пищи, поступающей в желудок
через рот, но она поступает из внешнего
окружения через дыхание и даже через
органы восприятия.
- Постоянно в человеке происходит
такой процесс, что принятое через
желудок поднимается и используется в
голове, а то, что воспринимается через
голову и нервно-чувственную систему
из воздуха и другого окружения,
устремляется в свою очередь вниз, и из
этого возникают органы системы
пищеварения или конечности.
-
Так что, если вы хотите знать, откуда
возникает субстанция большого пальца
на ноге, вы не должны ориентироваться
на пищу. Если же вы спросите у своего
мозга, откуда берется его вещество, —
тут смотрите на пищу.
- Но если вы хотите знать субстанцию,
из которой образуется ваш большой палец
на ноге, причём не субстанцию, относящуюся
к нервным тканям, облекающую теплом и
тому подобным— она-то происходит из
желудка — но ту, которая является
субстанцией самого остова — она
воспринимается через дыхание, через
органы чувств и даже частично через
глаза.
- Всё это, как я часто говорил здесь, в
течение семи лет входит в органы, так
что субстанциально в отношении своей
системы обмена веществ и конечностей,
так называемых органов, человек строится
из космических субстанций.
Теллурической, земной является только
нервная система и система органов
чувств, она построена из земной
субстанции.
- Видите ли, этот факт столь значителен
и фундаментален, что только зная об
этом, можно выносить суждение о физической
жизни человека и животного. Но ничего,
ни методов, ни путей, чтобы что-нибудь
узнать об этом, современная наука не
даёт. С помощью современной науки узнать
об этом нельзя. Нельзя потому, что
современная наука, используя свои
методики, даже не может подойти к этому.
Это невозможно и бесперспективно.
-
Об этом следует подумать. Здесь причина
нынешнего разделения теории и
практики. Нынешняя практика бездуховна,
это обыкновенная рутина.
-
Но то, что исходит из духа, не может быть
непрактичным, если только оно
действительно исходит из духа. Оно
будет практичным в высшей степени...
-
|