Главная » Статьи » Строительство, обустройство

Кровля для экодома
В качестве кровельных покрытий издавна использовались такие природные материалы, как дранка, сланец, дерн и различные виды высушенной растительности. Экологическая чистота, уважение традиций предков и уникальные эстетические качества природных кровель нередко являются определяющими факторами, позволяющими утверждать, что перечисленные природные материалы продолжают широко применяться в современном строительстве.
 
«Все новое — это хорошо забытое старое» — гласит народная мудрость. И действительно, крыша из природны материалов на сегодняшний день является экологически чистой и недорогой. Сегодня технология покрытия крыш, применяемая уже не одну сотню лет набирает все больше и больше почитателей. Крыша из натуральных материалов смотрится красиво и дорого, а служит долго.
 
Крыши из природных материалов берут свое начало с того момента, как люди начали создавать первые постройки. Защищая и от влаги и солнечного света они использовали те материалы, которые были под рукой - шкуры, ветки, траву, дерн и глину. Все начиналось с первобытности, когда человек, даже не задумываясь о том, что методы создания крыш и их покрытие, например дерном, которые он создавал, в наше время будут считаться аритектурными шедеврами.

Слово о гуслицких крышах

Дом нежилой, если нет крыши над головой, - эта поговорка актуальна и для сегодняшних дней. Не жил без крыши и наш дальний пращур. Крыша является важнейшим элементом при постройке дома, каков бы ни был, - деревянный, салонный, кирпичный или просто шалашом. Наши предки накрывали свои полуземлянки- вежи простой дерновиной. Эвенк–оленевод накрывает чум оленьей шкурой, кочевник–скотовод юрту покрывает войлоком, приготовленным из шерсти. Люди, живущие по берегам рек, накрывают крыши растущим в изобилии камышом. Каждый использует то, что есть под рукой, так жители степной местности используют для этого солому, не имея ничего больше.

Солома использовалась для кровли по всей средней России. Соломенная кровля называлась "ильинским тесом", так как этот материал был готов к Ильину дню – 2 августа, когда заканчивалась жатва. К этому времени с уборкой хлеба не управлялся разве что лентяй. После обмолота снопов цепами, солома оставалась ровной гладкой, чего не скажешь после обмолота молотилками – комбайнами.

В средней полосе обычно крыли "ворохом" - просто наваливали солому, прижимая ее ветреницами.

В южных районах крыли по-"немецки" в щетку, расчесанными снопиками- пучками. Каждый снопик притягивали в слеге перевяслом – соломенным жгутом. Край кровли – стреху ровно обрезали косой или серпом.

Крыши в этих местах как правило вальмовые, - на четыре ската, в отличии от двухскатных. Там где климат сухой, без обильных дождей, крыши сверху до низу проливали глиной-болтушкой. Автору доводилось видеть в 60-70 годы прошлого века в Курской области, где хозяйственные постройки почти сплошь были покрыты соломой.

Делают соломенные крыши с крутыми скатами для лучшего скатывания воды в соотношении 6 : 5 * 4 если ширина дома 6 метров, то высота крыши 4 м. 80 см. , тогда как обычно делают в соотношении 6 : 5 * 3.

Соломенные крыши это легкость, дешевизна и вместе с тем и беда, - они легковоспламеняемы, что при курных избах (без печных труб) и плотной застройке являлось основной причиной крестьянских бедствий – пожаров. В качестве примера можно привести "великий гуслицкий пожар" вернее один из великих в 1852 году в Ильинском Погосте. Пожар возник во дворе братьев Богдановых в день храмового праздника Николая Угодника 22 (9 мая). Вокруг церкви располагались торговые ряды и лавки, прообраз сегодняшних торговых палаток, склады для хранения товаров. Все это при сильном северном ветре в одночасье сгорело. Огонь перекинулся на попов лес, через него на деревни Внуково и Беззубово. Погибли в огне сотни жилых домов и хозяйственных построек. В 1877 году почти полностью выгорела деревня Слободищи.


Дранка

Соломенные крыши постепенно заменила дрань. Дрань это отколотые отодранные дощечки шириной –8-10 см. и толщиной –8-10 мм. Для ее изготовления брали дерево с прямослойной древесиной. Как правило, это была сосна. Ель в наших местах сучлявая и на дрань не идет. Дрань изготовляли от 2 до 4-х метров длины, последняя была дороже, так как более трудоемка в изготовлении. Бревно для изготовления драни или кололи сразу или давали "проветриться", чтобы на торцах дерева появились "ветряки" - трещины, по которым и происходило отделение дощечек. Заготовку кололи радиально,- пополам, затем снова пополам. Кололи специальными колунами, клиньями.

Отщепляли, отдирали дрань косырем, прямоугольный нож клиновидной формы длиной – 200 мм., шириной – 100 мм., толщина у обушка – верха – 10-12 мм. К лезвию под углом 90о – крепилась рукоятка, так же как к тяпке или лопате. Мастер наставлял косырь на определенном расстоянии и ударял по обушку киянкой, подсобный "качал" косырь за рычаг вверх – вниз, отделяя, таким образом, дранину. Точно так же изготовлялись и тес и кадушечная, бондарная клепка. Только последние, в отличие от драни, доводились до нужного качества отдельным инструментом: теслом, топором, скобелем, рубанком, фуганком.

А вот чтобы нащипать лучины, которая использовалась для освещения, свежую березу, распаривали. Тогда лучина получалась чистая, без задиров и заусенцев. Последние травмировали руки занозами. Для плетения "чистых", бельевых корзин так же парили и кололи на ленты иву. До последнего времени этим занимались в д. Слободищи. Но пластмассовая тара почти полностью заменила эту красивую, здоровую тару.

При кровле крыш дранью, она обычно использовалась вместе с берестой, березовой корой или сколом. Дрань ложили в "разбежку" для экономии материала, на нее накладывалась береста, которая сшивалась между собой лыком. На бересту снова ложили дрань вплотную, внахлест. Такая кровля не пропускала воду. Береста долговечный материал, ей ни почем любая влага, благодаря наличию в ней смолистых веществ, из которых изготовляют деготь – смазочный материал.

Заготовляют бересту сразу после сокодвижения; делали это, как правило, на растущем дереве. Через несколько лет оно снова покрывалось берестой. При снимании кора скручивается в рулон, чтобы придать ей плоскую форму ее опускали в горячую воду и ложили под гнет. После остывания она принимала форму листа. Использовали бересту и в качестве изолирующего материала, из нее делали туеса для жидкостей, бураки, короба, лукошки. Сапожники ложили бересту под стельку в сапоги, - для скрипа. Ну конечно шла береста для плетения лаптей, - берестяные лапти – зимние, а лыковые летние.

При использовании при плетении длинных лент, бересту снимали спиралью. Для получения бересты в виде цилиндра, ее снимали при помощи стального стержня, осторожно пропуская его между корой и лубом. Этот материал тоже легко воспламеним. При пожаре береста скручивается в трубку и подобно ракете разлетается в стороны. Создавая новые очаги возгорания. Крестьяне используют ее для растопки печей. Таежный охотник всегда имел при себе полоски бересты для разжигания костра в экстремальных условиях.


Береста

На смену драночно – берестяным крышам пришли крыши покрываемые щепой. Приемы и способ ее изготовления приписывают Н.И. Железнову основателю и профессору Петровской лесной и земледельческой академии, это сегодняшняя Тимирязевская, который бывал в Гуслице по вопросам связанным с хмелеводством. Н.И. Железнов перенял это у финнов. Он также наладил производство щепных гвоздей, которые выпускались до 70-х годов XX в. Именно наличие гвоздей позволило использовать этот способ. К тому же изготовление щепы было проще и не такое трудоемкое и дорогое. На изготовление теса и драни использовался мелкослойный, качественный - кондовый лес. На щепу же шел гачник – осина, та шла на прокладку гатей – труднопроходимых мест. Не имение в своем строительном арсенале гвоздей, заставляло русского мужика обходиться без них. Он виртуозно владел любым инструментом и первейшим из них был топор. Мастерством дорожили, - работа тяп-ляп не допускалась.

Для изготовления щепы нарезались чурки длиной обычно –35 см. Клином заготовка крепилась на верстаке – "козле". Козел одним концом стоял на "ногах", второй, - в сторону рабочего хода упирался или в стену или в дерево, - для устойчивости. Станок для строгания щепы как правило изготовляли местные умельцы. Это обработанный брус длиной до 3-х метров. На одном конце устройство, представляющее простейший шарнир для крепления к стене. На противоположном конце рукоятки, две с торца для руководителя – мастера и несколько сверху для подсобных. Внизу, в трети длины от рукояток крепились нож, с регулятором толщины, коим и производилось строгание щепы. Водило устанавливалось перпендикулярно "козлу", - нож приходился на место крепления заготовок.

Итак, справа налево – рабочий ход, обратно холостой. Старший держал водило обеими руками перед собой, на уровне пояса, подсобные располагались по обеим сторонам. Люди стояли на месте, двигался лишь станок. Людей, как правило было трое, четвертый подбирал из под ножа готовую щепу. Как правило, это были подростки или немощные люди.

В минуту 8 – 10 движений рабочих, в час 500-600 штук щепин. На квадратный метр шло 250 штук. С появлением электромоторов щепу изготовлял один человек. Работал станок по принципу швейной машины – при помощи кривошипа. В Ильинском Погосте станок стоял около старой конторы совхоза. Изготовлял щепу Тимофей Усачев, Александр Балашов.


Щепа

Крышу начинают крыть проходя первый ряд готовой щепой, что слева направо или наоборот. Второй и третий ряды проходят щепой разрезанной поперек, каждую щепину складывая в две, - туда, сюда. Снова проходят в одну сторону длиной.

Итого получается край крыши толщиной в пять штук. Теперь следующий раз проходят с отступом на определенное расстояние. Обычно кроют в 5 щепин, каждый новый ряд отступая на 7 см. длина заготовки 35 см. – 35 : 7 = 5. Если отступают на 5 см. - 35 : 5 = 7. кроют по рейке нужной ширины – 5 или 7 см., каждый раз передвигая ее вверх и слегка прибивая по краям гвоздями.

Рейка служит как направляющей и как опора при раскладывании щепы, - Обычно один раскладывает, второй бьет гвозди. По ширине накладывают на ¼ часть, гвозди вбивают в каждую Щепину, с таким расчетом, чтобы он захватил сопряженные края двух Щепин, и чтобы выше идущий ряд закрыл шляпки гвоздей нижнего. И так до конька, до верха. Такая кровля стоит лет 20-25. в последнее время щепу красили суриком. Пропитанные битумом такие крыши выглядели неприветливо.

Автору доводилось видеть и тесовые крыши в Архангельской области. Там девяносто из ста крыш покрыты этим материалом. Северный лес не родня лесу средней полосы. Он легко раскалывается и обрабатывается. Поморы привыкшие это делать с незапамятных времен для шитья кочей, карбасов, ушкуев. Да и лес там мужик до советской власти не покупал, - руби, привози и обрабатывай, были бы здоровье и желание. Колотые доски в отличие от пиленых долговечнее. Пила при распиловке рвет волокна дерева. Разорванные, они сильнее поглощают, впитывают воду, что особо не допустимо при строительстве плавучих средств.


Кровля тесом

Как обходились мужики при кровле тесовой, не имея гвоздей? Хотя гвозди и были, но их было мало, так как они изготовлялись вручную, кузнечным способом, чаще называемые костылями. Нижние концы кровли – стреха упирались в специально вырубленные треугольный желоб на всю длину крыши. Желоб крепился к "курицам" - последние прибивались на самом конце стропил, образуя как бы крюк. Сама деталь называемая "курицей" изготовлялась, как правило, из молодой елки. Для этого ель корчевали, обрубали все корни кроме самого крупного, идущего под прямым углом к стволу. Корень с частью ствола и был "курицей", изделие и впрямь, чем-то напоминало квохтушку. Желоб нижний служил одновременно и для стока воды. Верхние концы тесин накрывались таким же треугольным желобом – на севере его называют охлюпень или охабень, он же конек. Делают его достаточно тяжелым, чтобы устоял перед любой погодой. Ну а сверху крепили гребень. На севере один конец охабня свешивающий над перед ним фасадом дома украшали конской головой, в средней полосе петухом, в Сибири медведем.

Сегодня это становится лишь воспоминаниями. Ушли в прошлое деревянные крыши, - стал не моден и шифер и обычное кровельное, черное железо. Сегодня в цене не сама крыша над головой защищающая от непогоды, а моден ее вид…

Бедного Макара и своя щепа бьет – оставил народ поговорку. Где гнездятся голуби или ласточки, та кровля не горит – такова была примета, да и только едва ли она оправдывалась, судя по оставленным нам хроникам о пожарах.

http://ilschool.edu.mhost.ru/

Соломенная кровля

Жилые дома или хозяйственные постройки с соломенной кровлей теперь встречаются редко. А ведь было время, когда не по одному десятку лет она служила людям. Такую кровлю поливали дожди, жгло солнце. Чернела от времени солома, и буро-зеленым панцирем мха покрывался северный скат крыши. Но стоило выдернуть из стрехи две-три соломины, и оказывалось, что темнели лишь концы соломин, а сами они сохраняли янтарно-желтую окраску и мягкий золотистый блеск. Тлению подвергался только верхний слой кровли. Солома — довольно хрупкий материал, но умело уложенная плотными рядами, она служила в кровле около полувека. Сельских строителей привлекала не только доступность и дешевизна такой крыши над головой. «Под соломенной крышей зимой в избе теплее, а летом прохладнее», — утверждали крестьяне. Действительно, толстый слой соломы — прекрасный изолятор.

Попробуйте и вы воспользоваться старыми испытанными способами, сделайте шалаш или беседку во дворе, навес над столом. Форма покрытия может быть различной. Кроме того, беседки или теневые навесы можно устраивать и в лесопарковых зонах отдыха, на полевых стенах, в пионерских лагерях и т. п. Соломенная кровля декоративна, прекрасно сочетается с древесиной и хорошо вписывается в окружающую природу.

Заготовка материала

В старину на кровельные работы шла длинная и прямая ржаная солома, сжатая серпом. Теперь же хлеба убирают комбайном. Солома, проходя через него, мнется и становится непригодной для кровельных работ. Правда, вместо ржаной соломы можно применять стебли дикорастущих злаков: тростника, вейника, луговика, костера, лисохвоста, тимофеевки, трясунки, овсяницы, пырея и многих других. Почти на любом пастбище еще издали видны свётло-сиреневые или фиолетово-бурые пятна. Это метелки дикорастущих злаков. Скотина не трогает жесткие задеревенелые стебли. К осени метелки со стеблями обесцвечиваются и становятся белеными. Заготавливать их можно до глубокой осени. Связанные в снопы, они могут храниться на чердаке до следующего лета.

В южных и западных районах нашей страны широко распространенным кровельным материалом был тростник. Его и по сей день применяют для покрытия хозяйственных построек. Прямые полые стебли тростника при благоприятных условиях достигают высоты около 5 м при толщине до 2 см. Вершина каждого стебля заканчивается густой метелкой с множеством колосков. Длина такой метелки может быть от 20 до 50 см. Заготавливать тростник надо начинать в разгар лета, когда его лилово-коричневые метелки окончательно сформируются.
Тростник жнут серпом. Если серп найти не удастся, приспособьте большой столовый нож, лучше со сточившимся лезвием, имеющим дугообразную кромку острия. Срезать тростник таким ножом легче, чем ножом с прямым острием. Чтобы придать ножу изгиб, сточите часть полотна на точиле. Потом отбейте его на наковальне или на бабке для отбивания носы, получите мелкие зазубрины на лезвии. Зазубрины (зубья) можно нанести и зубилом. Такой нож, как и обычный серп, будет не срезать тростник, а спиливать.

И еще один совет. Заготавливая тростник, не забудьте про рукавицы — без них недолго порезать руки осокой, которая в изобилии растет вместе с тростником. Порезы осоки очень болезненны и долго не заживают.


Одновременно с тростников необходимо заготовить луговые злаки. Их солому применяют не только как самостоятельный кровельный материал, но и как вспомогательный — для вязания снопов, прокладки между слоями тростника.
Кроме того, вам понадобятся тонкие жерди диаметром от трех до четырех сантиметров, так называемые шелговницы или притуги. Они должны быть прямыми, прочными и гибкими. Лучше всего их изготовить из ивы, но подойдут и осиновые и ольховые жерди, а также узкие длинные сосновые рейки. На притуги насаживают снопы первого ряда, ими же прижимают слои тростника или соломы к слегам (латам) крыши. Привязываются притуги к слегам тонкими ивовыми прутьями — вицами. В отличие от тех, которые идут на плетение корзин, у прутьев для виц не снимают кору, и они необязательно должны быть прямыми. Вицы имеют длину не менее метра.

Начало работ


Крыть крышу желательно в безветренную погоду. Если травы пересушены, то даже самый слабый ветерок может стать помехой. Поэтому перед началом работы увлажните, сбрызните их водой. Часть травы, которой вы будете вязать снопы, замочите в широком тазу примерно на час.

Первый ряд кровли образует стреху — нижний свисающий край крыши. Его выкладывают из целых связанных снопов — обычных или двойных. Все снопы нужно сделать одинаковыми, чтобы стреха была равномерной по толщине и красивой. Небрежно выполненная стреха может испортить вид всей крыши. При вязании снопов толщину их элементов исстари измеряли рукой — горстями, называемыми в некоторых областях рученками. Горсть — это лучок соломы или тростника, который можно взять в ладонь со сжатыми пальцами. (Разумеется, горсти взрослого и ребенка различны.) Чем толще сноп, тем больше горстей в него входит. Толстые снопы, состоящие, из 8—10 горстей, применяют для больших крыш. Вам для шалаша или беседки нужны снопы потоньше — из 4—5 горстей.

Соломенный жгут, которым вяжут смол, называется в разных местах по-разному — перевязью, вязкой или свяслом. Свясло обычно делают толщиной в одну горсть. Одинаковые пучки тростника с равным числом горстей можно заранее разложить на земле в один ряд и по мере изготовления жгутов из влажной соломы перевязывать.


Чтобы приготовить свясло, возьмите горсть соломы, разделите ее пополам, а затем снова сложите в единый пучок, но только комлями в противоположные стороны. Пучок станет более равномерным по толщине и длиннее. Теперь приступайте к скручиванию свясла. На первый взгляд это дело простое. А на самом деле без знания определенных приемов не обойтись. Эти приемы вырабатывались столетиями. Все движения жнеца были точными и выверенными. Но даже самый опытный жнец или жница свое первое свясло свивали медленно, стараясь запомнить последовательность движений. Для начала потренируйтесь и вы.
Расположите пучок соломы горизонтально на вытянутых руках и, отступив от краев на ширину двух ладоней, крепко сожмите пальцы. Один конец пучка левой рукой поднимите на высоту плеча, а другой — правой опустите ниже пояса. При этом конец в правой руке перекрутите по часовой стрелке. Когда слегка перекрученный пучок окажется в вертикальном положении, тыльная сторона ладони правой руки будет обращена от вас, а левой — к вам. Конец пучка, зажатый в правой руке, подведите под мышку левой руки и крепко прижмите локтем. Теперь отпустите правую руку, перехватите ею пучок на месте левой руки, а левую опустите. Затем конец жгута перехватите около подмышки левой руки, выньте его из-под нее, приподняв левую руку вверх, а правую опустив. Ваши руки окажутся в исходном положении. При желании получить более прочное свясло, повторите эти движения еще один-два раза.

Готовое свясло обведите вокруг приготовленного пучка тростника, соедините концы и скрутите вместе по часовой стрелке, затем согните пополам и подсуньте свясло. Такой способ вязания снопов был выбран не случайно. Дело в том, что тростник или солома держатся в нем очень прочно и не выпадают, даже пролежав в кровле не один десяток лет. В то же время узел такого снопа можно легко развязать одним движением руки. Достаточно потянуть за свободный конец свясла. Это удобно особенно в тех случаях, когда тростник или солому подают на крышу в снопах, где их нужно быстро развязывать.

Помимо обычных одинарных снопов, специально для стрехи вяжут двойные. Плотные и прочные, они хорошо прилегают к слегам крыши, и, кроме того, их не так-то просто развязать. А это значат, что стреха, сделанная из них, немного прочнее. Чтобы получить двойной сноп, вначале свяжите обычный одинарный. Перевяжите его не туго свяслом, положите на землю и прижмите коленом. Он станет плоским. Разделите сноп руками на две части и поверните их относительно друг друга на 1800. Метелки обеих частей окажутся направленными в противоположные стороны. Сделайте поворот еще на 180°, и метелки соединятся. Получатся два снопа, соединенные между собой одним свяслом.

Подсчитать количество снопов, нужных для стрехи, нетрудно. Вбейте а землю два колышка на расстоянии одного метра друг от друга и уложите между ними в один ряд, плотно прижав друг к другу, заготовленные снопы. Предположим, а одном метре у вас уложилось десять снопов, а периметр крыши — 8 метров. Значит, вам потребуется 80 снопов.

Перед тем как поднять снопы на крышу, очистите их и выровняйте с торцовой части. Для этого положите сноп на скамью так, чтобы комлевая честь слегка нависала над ее краем. Затем возьмите лопатку с набитыми гвоздями и расчешите эту часть снопа, удалив из нее осоку и старые обломки тростника. Потом, ударяя лопаткой по торцам, осторожно выровняйте их. То же самое проделайте со всеми остальными снопами.

Крышу нужно крыть вдвоем. Один будет подавать снопы, а другой — нанизывать их на крючья слеги. Укладывайте снопы как можно плотнее друг к другу и одновременно следите, чтобы линия стрехи была ровной. Если это трудно делать на глаз, то натяните бечевку и ориентируйтесь по ней.

Завершающий этап

Второй ряд
Для второго и последующих рядов применяют несвязанный тростник. Второй ряд тростнике расстилайте с таким расчетом, чтобы прикрыть свясла первого ряда снопов. Крыша будет надежнее и прочнее, если под тростник вы положите тонкий слой соломы луговых злаков. Если же солому вы подкладывать не будете, то сделайте более толстым слой тростника. 


Расстеленный по скату крыши тростник прижимают к слегам притугами. Их привязывают вицами — гибкими ивовыми или березовыми прутьями. Вы можете применить и алюминиевую проволоку — мягкую и достаточно толстую. Пучок прутьев или проволоки привяжите к поясу так, чтобы при необходимости вы могли их легко достать. Прижав притугу как можно плотнее к крыше коленом, просуньте конец проволоки рядом с притугой через слой тростника на чердак. Тот, кто будет находиться на чердаке, должен взять конец вицы и, обведя ее вокруг слеги, просунуть через слой тростника на крышу. На крыше вицу надо завязать и подсунуть под притугу. В той же последовательности расстилаются и прижимаются притугами все последующие слои тростника до самой вершины. При этом ряды тростника будут располагаться ступеньками. 


Отделка
Ступенчатая крыша по-своему красива. Но если вы задумали сделать кровлю с плавными скатами, то вам на помощь должна прийти гребенка, так называемая щетка. Способы соломенного покрытия с применением этих инструментов так и назывались «под щетку» или «под гребенку". Гребенка представляет собой деревянную доску (300Х250Х50 мм), на одной стороне которой прорезаны продольные вырезы в виде зубьев, а на обратной — укреплена ручка. На одном из торцов доски на расстоянии примерно 30 мм друг от друга вбиты гвозди без шляпок. Этой частью гребенки как бы расчесывают тростники или соломины, рифленой же стороной гребенки аккуратно подбивают торцы тростника или соломы, добиваясь плавкого перехода от одного слоя тростника к другому без ступенек.


Завершают работу заделкой тростника или соломы на вершине крыши. На двускатной крыше тростник перегибают через конец вначале с одной стороны, а затем с другой. Сверху на коньке двускатной крыши укрепляют так называемые козлы, или цепи. Их звенья сколачивают из жердей одинаковой длины на земле. У нижнего конца каждого звена вколачивают в заранее выдолбленные гнезда деревянные штыри. Звенья цепи поднимают на крышу и расставляют на коньке на равном расстоянии друг от друга. На штыри укладывают достаточно тяжелые притуги, которые плотно прижимают звенья цепи вместе с тростником к скатам крыши. На самую верхушку цепи также укладывается слега.


По-другому оформляется навершие конической и пирамидальной крыши. На вершину этих крыш можно надеть конус, выгнутый из жести или свернутый в виде кулька из толстой бересты. А можно насадить на нее толстый сноп метелками вниз, на него — обруч, согнутый из толстой ивовой ветки, и привязать его к слегам тонкими прутьями или проволокой.


Литература:
Федотов Г.Я., Сухие травы: Основы художественного ремесла, М., Аст-Пресс, 1999
Федотов Г.Я., Соломенная кровля, Приложение к журналу "Техника молодежи" (рисунки)

http://www.rodniki.bel.ru/

Просто камыш", Агафонычев В., Мочалова А., // "Эволюция кровли", №2(9), 2006 (9k)

Категория: Строительство, обустройство | Добавил: Admin (22.06.2010)
Просмотров: 7501 | Теги: кровля, экодом

Нравится

Дополнительные социальные закладки Ещё? |  Избранное Избранное  ВКонтакте Одноклассники.ru Facebook Twitter Memori.Ru Google Liveinternet LiveJournal


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
купить иван-чай оптом экопоселения пермакультура РПЦ кедр СМИ энергетика сад здоровье школа огород печь вода овсинский хольцер биогаз водород плодородие мульча ветряк гэс картофель репа история кризис право плуг саман мясо пчелы стройка медицина сытин вакцины неизлечимые биогумус ЭМ пирамида дрожжи ветом живая речь купол ТВ еда вселенная ДНК звук торсионный руны здрава магия глина 2012 пиво ива зрение обрезание солнцееды мыло травы русский чакры рак АПК библия слава Богу революции курс доллара Лев Толстой наука табак митинги новый год Энштейн сила биолокация Святая Русь война община плести косы косички купить пульт для телевизора иван-чай полезные свойства, иван-чай противопоказания