Главная » Статьи » Строительство, обустройство |
Плюсы и минусы современной застройки![]() Он впервые рассмотрел окружающую визуальную
среду как экологический фактор, базируясь на фундаментальных процессах
зрения, и заставил архитекторов, государственных чиновников и ученых
всего мира задуматься — так ли уж полезна для нас инфраструктура
городов? Выводы видеоэкологии неутешительны. Пока человек большую часть
своего времени проводил на природе, проблем не возникало. Процессы
урбанизации, рационализации и индустриализации отдалили нас от
визуального идеала: искусственно созданная среда перестала доставлять
эстетическое наслаждение и породила большое количество социальных
проблем. По мнению профессора Филина, архитектура последних 50 лет
отрицательно воздействует на эмоции и психику человека. Взаимоотношения
архитектуры и экологии обычно ограничиваются использованием в
строительстве экологически чистых материалов и энергосберегающих
технологий. Архитектура как экология — это что-то из области
фантастики. Но отмахнуться от научного факта мы уже не можем. Тем более
что влияние этой самой городской архитектурной среды ощущаем каждый
день, когда идем на работу и возвращаемся домой. Каким же образом
окружающая зрительная информация способна вывести нас из равновесия?
Как жители мегаполиса, мы решили разобраться и попросили Василия Филина
прокомментировать примеры современной архитектурной мысли с точки
зрения видеоэкологии. За что зацепиться глазу? ![]() Природа агрессивности ![]() Многоярусность и охват пространства
Ощущение комфорта в данном случае достигается охватом пространства и многоярусностью объемов, малыми размерами плоскостей и большими площадями озеленения. Но здесь мы опять наблюдаем господство прямых линий, а я повторюсь, глаз не любит прямые линии, особенно вверху. Плоские крыши вредны для глаз. Любой конструкции необходимо логическое завершение, дому нужен силуэт. Хороший пример – московские высотки. Польза и прочность без красоты. В современной архитектуре, по моему мнению, есть польза и прочность, но
нет красоты. Мы научились успешно решать инженерные вопросы
градостроительства, мы умеем делать дома с удобствами: лифт, газ, вода
холодная и горячая, ванная, туалет, мусоропровод стали нормой нашего
быта. Но мы, к сожалению, повсеместно нарушаем требования к визуальной
среде, фактически в этом вопросе с некоторых пор наступила эра
стихийности. В городских условиях нередко одно агрессивное поле
соседствует с другим – многоэтажные здания с большим числом окон,
навесные вертикальные русты, панельные дома, облицованные керамической
плиткой, кирпичная кладка с потайным швом, а также всевозможные
решетки, сетки, гофрированный алюминий, шифер и т.д. Не случайно в
последнее время во всех крупных городах увеличилось число психических
заболеваний. Специалисты называют это «синдромом большого города»,
который нередко проявляется в агрессивности человека. Одна из причин
заболевания – противоестественная видимая среда. Вот для размышлений
статистика: 35% людей, живущих в так называемых «спальных» районах с
безликими коробками домов, заявили, что этот район им не нравится, а
72% опрошенных вообще хотели бы оттуда уехать. В данном случае объект
представляет собой агрессивное видимое поле, где все доведено до
крайнего рационализма. Стоит ли стремиться к прозрачности? Могу сказать одно – оригинальная конструкция. Дело в том, что к XX веку было исчерпано все многообразие стилей и жанров, поэтому для архитектора путь один – быть оригинальным. Все поверхности здания здесь остеклены, а стекла глаз не любит – оно прозрачное,и тут просто не за что зацепиться. К тому же, этому объекту не хватает достаточного числа элементов. Вот в лесу достаточное многообразие, а здесь однообразные повторяющиеся структуры. Еще Михаил Булгаков сказал: «Однообразие – смерть, разнообразие – жизнь». Многие архитекторы мне приводят такие аргументы: «Мы не на дом смотрим, мы смотрим на то, что вокруг дома». Но глаз ясно видит только маленькой точечкой (фовеа), размер которой 0,4 мм в диаметре, все остальное неясно, приблизительно. Он так устроен, что ему нужны элементы, детали, частности. Такие нужные излишества
Баланс прямых и кривых линий Только в этом случае может
получиться правильное, гармоничное произведение. Нужно иметь в виду,
что видеоэкология базируется на фундаментальных процессах зрения. Это
некий уровень, ниже которого опускаться нельзя, можно лишь подниматься,
как это делали, например, Растрелли или Баженов. Им удавалось, что
называется, соблюсти меру, то есть достичь баланса прямых и кривых
линий. Приведу высказывание Хундертвассера: «Тирания
прямой стала абсолютной. Прямая линия – это нечто трусливое,
прочерченное по линейке, без эмоций и размышлений; это линия, не
существующая в природе... Любой дизайн, основанный на прямой линии,
будет мертворожденным». Гармония биологических форм Самая комфортная для глаза визуальная среда – природа. А в природе нет ни одной прямой линии. Когда я был в Риме в гостях у архитектора Портогези, то спросил, как это ему удается строить такие потрясающие театры и дома, не используя прямых линий. Портогези мне ответил: «Я заимствую свои формы у природы». Его настольная книга – «Структура, морфология в природе», в ней даны все формы на разных уровнях, от клетки и до человеческого организма. У нас это течение называлось архитектурной бионикой. Как мы только отступаем от природы – все получается плохо. Данный проект достаточно органичный с точки зрения видеоэкологии благодаря мягким линиям, округленным углам дома и завершению. Отрицательный для глаза момент – одинаковые сегменты стен и прозрачные плоскости. Анна Ильичева Пространство - живое и мертвое Часто приходя на работу или возвращаясь домой, мы не можем объяснить себе испортившиеся настроение. Мучительно вспоминаем, что плохого было за день...А ответ может быть прост - что вы видели по дороге - бесконечный ряд одинаковых многоэтажных домов с тысячами блестящих окон - бойниц, громадные серые глухие стены, дырчатые блоки, решётки, сетки, поверхности - гофрированные, ребристые, угловатые... Хотим мы или нет, но именно так из гигантских типовых строительных прямоугольных конструкций и сложены современные города. Сам человек в погоне за рациональностью, создал противоестественную для себя визуальную среду. Понимал ли он, что это приводит к ухудшению самочувствия, серьёзному внутреннему дискомфорту. Самой природой человеческий глаз создан так, что для его работы необходима гармоничная, разнообразная, комфортная внешняя среда. Наши предки совсем не случайно создавали изысканные каменные кладки, деревянную резьбу, цветные витражи и красочные мозаики. Они интуитивно стремились к визуальному комфорту. В прошлых веках люди, не имевшие современных представлений о физиологии глаза, хорошо знали о влиянии внешнего пространства на внутреннее состояние человека, на его здоровье. В мире на эту тему были созданы целые системы знаний - в Индии это называлось васту, в западных странах - геомантия а в древнем Китае - фэн шуй. | |
Категория: Строительство, обустройство | Добавил: Admin (08.05.2010) | |
Просмотров: 12059 | Комментарии: 1
| Теги: |
|
Твитнуть | Нравится |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||