Главная » Статьи » Статьи на разные темы

Родные слова: собь и собственность

Родные слова: правильно ли говорим и понимаем?

(начало в майском-декабрьском номерах журнала «ЗОВУ РИТМ» за 2014, продолжение в февральском и августовском номерах за 2015)

 

ОБО ВСЕМ «СОБСТВЕННОМ»

 

Масса таких же подделок и заблуждений связано и с корнем «СОБ», что мы сейчас и покажем. А из-за них, подделок и заблуждений, в жизни людей возникают множество бед и проблемных ситуаций. И, наверное, чаще всего проблемы с т.н. «СОБственностью»: видите, как в этом слове легко выделяется корень «СОБъ» (по-старинному «Со-Бо»). Если не знать и не чувствовать Родную Речь, то можно ведь легко и обмануться! В принципе, сегодня у людей так и происходит. Куда ни шло еще, когда там обманывают каких-то иностранцев, чьи языки давно отошли от первоистоков. Хуже всего то, что давно уже обманываются те, кто считает русский язык своим родным, или считает, что хорошо владеет им.

А все потому, что не имеют надлежащего образования в области языка и настоящего знания природы вещей, поэтому доверяются сомнительным источникам и специально созданным ложным справочникам. Вроде современных «толковых словарей», которые почти в один голос внушают, что «собственность» - цитируем! - это «имущество, принадлежащее кому-нибудь или находящееся в полном распоряжении кого-чего-нибудь», когда «имущество» – это «то, что находится в чьей-нибудь собственности, принадлежит кому-чему-нибудь». Опять круговая ссылка (каких в словарях полно, чтобы людей за нос водить), когда «собственность» ссылается на «имущество», а «имущество» на «собственность», и когда оба слова сходятся в «принадлежности», а по существу так ничего и не объясняется: уж таков он, отличительный признак современных лингвистов, – толковать, ничего не толкуя. Такое вот, по сути, словоблудие, которое оставляет провалы и пустоты для полного произвола в интерпретации термина «собственность» авторами разных экономических, политических, идеологических сочинений и справочников, создаваемых в угоду заинтересованным «заказчикам» подобной литературы для оправдания существующего положения в современном мире. Настолько люди запутались в этом вопросе, что уже и основания утратили (не говоря о том, что давно ушли от истоков этого слова). И будто зависли в пустоте. Недаром докатились до фразеологизмов, вроде «собственность – это воровство». Даже не понимают, что этим они характеризуют не само понятие «собственность», а лишь преступную сущность несправедливого устройства современной цивилизации. Иллюзия как бы понимания того, что кроется в слове «собственность», возникает лишь потому, что люди с детства вращаются в среде, в которой применяются его текущие, весьма условные значения.

Между тем еще в XIX веке знающими отмечалась некоторая искусственность, неестественность понятия «собственность». В.И.Даль так и пишет:

«Слова собь, означающего личность, отдельность, самую суть человека, в словарях нет; мы пишем: собственный, собственность, собственник, вместо: свой, собина и собинник и пр., почему здесь стечение букв -бств- так полюбилось нам, не знаю. Собь и себе, собе, конечно, в связи».

Обратили внимание? В отличие от современных людей, В.Даль еще все-таки ближе к сути искомого слова. Он говорит о понятии «СОБЬ», как «личности, отдельности, самой сути человека».

Вовсе не случайно даже современные этимологические словари (см. в словаре Макса Фасмера) местоимение «себе, себя, собой», если покопаться, в конечном счете, выводят из отдельных измененных форм того же древнерусского слова «Собь». Вот цитата из него по поводу слова «СОБственный»: «…Производное от др.-русск., собьство «свойство, своеобразие, сущность», собина «собственность, имущество», собь «собственность, сущность», собити «присваивать, приобретать». Образовано от др.-русск. дат.-местн. ед. собѣ (см. себе)…»

А еще В.Даль говорит о том, что это понятие обозначает «личное достояние» или «все свое, имущество, животы, пожитки, богатство». И даже указывает, что понятие «собственность» употребляется «вместо: свой, собина». Отсюда у В.Даля и яркие примеры словоупотребления: «Собь наша держится за любовь к миру и любовь к самому себе. Собинка всего дороже. С умом собину нажить, а без ума растерять…»

В современных же словарях, скорей всего, нарочно упростили суть слова и увели в сторону от сути, дабы оправдать отчуждение условной «собственности» от самого конкретного человека: как будто бывает в природе «собственность» вне и без самого человека. Делается это, конечно же, для манипулирования сознанием людей, чтобы поставить их в зависимое положение, заведомо лишая их основы существования. Мол, есть в современной цивилизации «собственность» сама по себе, а вы, люди, к ней отношение имеете постольку-поскольку! Примерно так. Ведь легче придумывать «нужные» определения для искусственного понятия «собственность», чем для естественного русского слова «собность», которое в современных словарях не оставлено даже в качестве синонима понятия «собственность».

Пойдем дальше. Возникает здравый вопрос: а какие основания у того же В.И.Даля для того, чтобы опираться на редкое даже в его время слово «СОБЬ»?

Людям XXI века это кажется странным, потому что у них с детства выбивается способность чувствовать родную речь и навязывается им формализованный «иностранный» подход к родному языку. Мы не раз указывали в своих работах, что в XIX веке люди еще достаточно хорошо чувствовали родной язык и здраво в нем ориентировались. Поэтому то, что сегодня нам кажется странным, не казалось таким В.И.Далю.

Мы не можем сегодня говорить за таких знатоков русского языка, вроде современников российского министра просвещения А.С.Шишкова в XIX веке, или наших классиков А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого, чем они руководствовались в своем понимании русского языка. Но мы сегодня имеем возможность самостоятельно СМОДЕЛИРОВАТЬ картину того, из каких древних смыслов звуков и слогов складывается слово «Собь» в Живой Русской Речи.

Постараемся сделать это здесь коротко, потому что многие типовые моменты, связанные с правилами разбора слова и смыслами звуков и слогов, у нас повторяются по многу раз в разных наших работах по языку и Живой Русской Речи (что может быть и важно для закрепления). Слово «Собь», если восстановить в нем гласный звук в конце, состоит из двух слогов: Со + Бо (что в конце был именно звук, похожий на «О» - возможно проверить по другим формам словоизменения, например: собОй). Смысл «СО» до сих пор сводится к «общему», тому, что «вместе». Отсюда вопрос – вместе с кем? Ответ в следующем слоге – «БО»! Это звукосочетание мы тоже не раз объясняли, подробно показывая по звукам, что оно связано с «Богом», «божественным». В итоге, мы в качестве изначального общего смысла слова «Собь», вытекающего из смыслов составляющих его звуков, имеем такую приблизительную формулировку, как «вместе с Богом». То, что с Богом! И от Бога! Вот какой изначальный смысл несет звукосочетание «СОБЪ»!

Нужно ли повторить? Давайте повторим, обращаясь к примерам В.Даля. Когда он говорит о понятии «Собь» как «личности, отдельности, самой сути человека», разве не имеется в виду, что она изначально «вместе с Богом» («Со-Бо…»)? И если вокруг все в мире «божественное», то в своем творчестве разве человек не является лишь со-творцом в процессах Сотворения, т.е. творящим «вместе с Богом» (опять имеем здесь «Собь», т.е. «Со-Бо…»)? И если все творится из «божественного», то разве все, созданное человеком, не является «Собью», т.е. сделанным из божественного совместно с Богом («Со-Бо…»)?

И отсюда же видно, что «Собь» никак не оторвать от Бога и каждого человека! Только «совместное». Вне Бога и конкретного человека нет никакой «Соби» и «собности»! Лишенный своей «Соби», от духовного до материального, человек опустошается фактически до «биоробота» с искусственным пакетом информации в голове.

Видите, как важно было «новоязовцам» увести людей от исконно русского слова, подменив его через сложный суффиксальный комплекс -ств-енн- абстрактной конструкцией «СОБственность» (вместо «собность»)? Чтобы свести весь многогранный смысл рассматриваемого слова к вопросам «обладания имуществом». Вам лингвисты скажут, чем же слово это не русское, раз оно создано по правилам русского словообразования? А в ответ – с вашей стороны – будет тишина? Особенно, когда забыли, а что же было в начале начал!

Отсюда и напоминание. Чтобы не молчать в неведении и чтобы не обводили вокруг пальца, родной язык надо учить как родной, а не как иностранный! Тогда правда будет всегда с нами!

Подытоживая, можем сказать, что каждый человек – это микрокосм, в котором особым образом отражается вся Вселенная. Отражается уникально, но в единении и неразрывном единстве с космическим, божественным. И как раз эта истина находит отражение в многогранном смысле древнего слова «Собъ» (позвольте еще раз напомнить, в смысле «собожественное, совместно с божественным»). Потому что ничто естественное не создается на Земле вопреки природному, без божественного.

Для человека же в жизни нет ничего важней, чем быть СОБой! Видите в этом местоимении «Собь»? Только будучи СОБой, он может реализовать все, что дано ему в дар от Бога, и выполнить свою божественную миссию, уникальную «СОБность»! Вот что для человека означает «Собь», обедненная в современной цивилизации до «имущества, или материальных ценностей» (самое неприятное тут еще заключается и в том, что в таком же обедненном ключе «собственность» выступает даже в современных теориях социального обустройства жизни людей – и что же сулит людям такое «плоское» будущее?!).

А теперь вспомним, как много в нашем языке важных слов от этого корня «СОБЪ» происходит, в т.ч.: быть «СОБой, оСОБа, оСОБый, оСОБь, оСОБенный, уСОБица, междоуСОБный, поСОБие, споСОБ, споСОБный, приспоСОБление, обоСОБленный, СОБственный, СОБственность» (это еще без упоминания множества словоформ с этим же корнем, описанных в словаре В.И.Даля).

(В качестве примечания: здесь просим не путать древний корень «СОБЪ» похожим звукосочетанием на границе приставки «со» (которая в современной лингвистике порой и не выделяется уже как приставка) и корней, начинающихся на «Б», типа: соБоль, соБака, соБытие, соБолезнование и пр. Это разные вещи разного происхождения в вопросах словообразования.)

Вот и получается, что «Собь» - это как фундаментальный признак личности, начинается в ней самой и продолжается в материальном мире, необходимыми для ее жизни вещами. Поэтому и «собственность» (если даже использовать это искусственное понятие вместо «собины, собности») – это, прежде всего, явление индивидуальное и творческое, неразрывно связанное с ее создателем (соавтором): она с кого-то начинается, кем-то создана, кому-то отдана, кому-то принадлежит, как отличительная особенность. Недаром считается, что собственность – это один из способов взаимодействия, разделения и объединения людей.

И дальше в современной технократической цивилизации начинается лукавое манипулирование этим понятием, с отрывом сути слова «Собь» и от Бога, и от конкретного создателя той или иной вещи («имущества» или «собственности»). И вся якобы «правовая» казуистика с понятием «собственности» выстроена на незнании родного языка и изначальных смыслов слов. Раз люди не знают родного языка, то им можно навязывать выдуманные определения и значения слов, придавая им статус «правила», «закона» или «общественного договора». Поэтому мы здесь в них не будем копаться, потому что они не имеют ни дальнейшей перспективы и обречены на исчезновение, ни лингвистического значения (не относятся непосредственно к нашей теме, языку, словообразованию).

Знаете, что получается, или логически вытекает из естественной сути слова «Собь» (или «собственность», если говорить по-современному)? Чтобы это осознать яснее ясного, забудьте хотя бы на миг то, что вы до этого якобы знали о «собственности» из созданных для манипулирования вашим сознанием справочников и словарей технократической цивилизации. Представьте себя на просторах Природы, наедине с Космосом, лицом к лицу с Вселенной!

Тогда нам всем откроется, что «Собь» (или «собственность», по-современному) – это форма проявления личности, форма творчества, и продукт творчества! От души! Как выполнение своей миссии на Земле. СОБой (и через себя)!

И как процесс, и как признак, и как результат (продукт) этого процесса.

Вот почему нельзя сводить понятие «собственность» - а это нарочно делается для манипулирования сознанием людей – только лишь к материальному: «имуществу, принадлежности, предмету» и т.п.

(Для того, чтобы понять суть сказанного хотя бы формально, сравните то же современное слово «собСТВЕННОСТЬ» с похожими по способу образования словами, типа: естеСТВЕННОСТЬ, искусСТВЕННОСТЬ, качеСТВЕННОСТЬ. Ведь они ничего «имущественного, предметного» не обозначают, даже слово «вещеСТВЕННОСТЬ» в первоначальном смысле, а не современном (от «весть, вещий»), что тоже показывает ложность современного терминологического значения слова «собственность» в разных справочниках.)

Соответственно, настоящая, человеческая «Собь» («собина», «собственность») в естественных условиях (в здраво организованном обществе) не предполагает отчуждения, присвоения и какой-либо эксплуатации (эти неестественные формы лишь навязаны людям насильственно насаждаемой современной цивилизацией). Не предполагает и изъятия, обобществления, сведения в безымянную совокупную «собственность». Потому что естественная человеческая «Собь» - это «штучная» вещь, как состояние души, которое творит, будто, например, стихи пишет! И вот так вдохновенно в любом деле! Какая же тут эксплуатация или отчуждение?!

Нельзя человека ни в коем случае лишать его «Соби» («собины» или «собственности»). Это все равно, что поэту запретить писать стихи или отнять у него его произведения (авторство), отдав кому-то или объявив их, к примеру, хотя бы «народным творчеством». Даже в современном кривом обществе видно, что люди, которых лишают их «собственности» (в форме экспроприации или обобществления, как бы «в общий котел»), такие люди лишаются заодно свободы мнения и свободы духа. Оказываются вообще зависимыми и бесправными.

Это все пока трудно осознать в рамках современной парадигмы понятий, ее разных, подчас противоположных терминов и тенденций. Многим людям все еще кажется, что в рамках современной технократической цивилизации есть для человека достойное решение. В ней то «частная собственность» превыше всего (когда «собственность», некий там «капитал» оказывается выше человека), то «общественная собственность» (когда т.н. «общенародное» начинает довлеть над личным и диктовать образ поведения в социуме). И тут, и там естественное путается с искусственным настолько, что лучше и не браться за распутывание таких конструкций. Не будем углубляться в дебри современных идеологий и экономических теорий, которые выстроены на искусственной терминологии (на выдуманном языке). Соответственно, в них описываются противоестественные вещи, каких по природе вещей быть не должно и нет в естественных условиях ладной организации жизни человека.

Даже в процессе работы со словами, касающимися всего «собственного», нам трудно было подбирать более-менее убедительные и понятные аргументы. Настолько в языке (между прочим, инструменте мышления) сейчас все запущено и разрушено! Мы все сейчас пребываем в поле ИЗМЕНЕННОГО сознания (как индивидуального, так и общественного), и многие обыденные представления (особенно в области языка и речи), «нормальные» и «очевидные» для людей XIX века, стали недоступны пониманию людей XXI века. Удалось ли нам здесь показать, что еще недавно люди ту же «собственность» осознавали иначе, чем сегодня, решать читателю.

Но в любом случае нам всем нужно восстанавливать связь поколений и преемственность, возрождать традиции и возвращать родовую память, чтобы вспомнить все до самых истоков. Иначе не найти решения и пути вперед.

Мы же в данном случае не вправе выйти за пределы нашей темы, раз пишем о русском языке и Живой Речи. Поэтому вернемся снова к важным для жизни словам…

(Скачать всю книгу бесплатно http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=278)

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2015г.)

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", сентябрь 2015

Опубликовано:12 Октябрь, 2015 12:01

Категория: Статьи на разные темы | Добавил: Admin (16.10.2015)
Просмотров: 393 | Теги: собь, родные слова, собственность

Нравится

Дополнительные социальные закладки Ещё? |  Избранное Избранное  ВКонтакте Одноклассники.ru Facebook Twitter Memori.Ru Google Liveinternet LiveJournal


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
купить иван-чай оптом экопоселения пермакультура РПЦ кедр СМИ энергетика сад здоровье школа огород печь вода овсинский хольцер биогаз водород плодородие мульча ветряк гэс картофель репа история кризис право плуг саман мясо пчелы стройка медицина сытин вакцины неизлечимые биогумус ЭМ пирамида дрожжи ветом живая речь купол ТВ еда вселенная ДНК звук торсионный руны здрава магия глина 2012 пиво ива зрение обрезание солнцееды мыло травы русский чакры рак АПК библия слава Богу революции курс доллара Лев Толстой наука табак митинги новый год Энштейн сила биолокация Святая Русь война община плести косы косички купить пульт для телевизора иван-чай полезные свойства, иван-чай противопоказания